‹‹‹ назад
вперёд ›››
‹‹‹ суммировать ›››

НАЗВАНИЯ СЕРИЙ

meditatio


meditatio I

            
awakening
    
はじまりの鼓動

meditatio II

          
confession
    
良き市民の告白

meditatio III

         
mazecity
    
無への跳躍

meditatio IV

         
futu-risk
    
未来詠み、未来黄泉

meditatio V

          
TASOGARE
    
召還

meditatio VI

         
domecoming
      
帰還

meditatio VII

        
re-l124c41+
    
リル124C41+

meditatio VIII

      
shining sign
    
光線

meditatio IX

         
angel's share
    
輝きの破片

meditatio X

           
cytotropism
    
存在

meditatio XI

         
anamnesis
    
白い闇の中

meditatio XII

       
hideout
    
君微笑めば

meditatio XIII

      
wrong way home
    
構想の死角

meditatio XIV

      
ophelia
    
貴方に似た誰か

meditatio XV

       
who wants to be in jeopardy!
    
生 悪夢のクイズSHOW!

meditatio XVI

      
busy doing nothing
    
デッドカーム

meditatio XVII

     
terra incognita
    
終わらない戦い

meditatio XVIII

   
life after god
    
終着の調べ

meditatio XIX

       
eternal smile
    
少女スマイル

meditatio XX

        
Goodbye Vincent
    
虚空の聖眼

meditatio XXI

       
shampoo planet
    
時果つる処

meditatio XXII

     
bilbul
    
桎梏

meditatio XXIII

   
deus ex machina
    
代理人


meditatio

meditatio (лат.) – «размышление», «обдумывание», «медитация»

МЕДИАЦИЯ (mediatio) – посредничество; медиаторный, посредствующий.
МЕДИТАЦИЯ (meditatio) – интенсивное, проникающее вглубь размышление, погружение умом в предмет, идею и т. д., которое достигается путем сосредоточенности на одном объекте и устранения всех факторов, рассеивающих внимание, как внешних (звук, свет), так и внутренних (физическое, эмоциональное и др. напряжение).
До XX века этот термин «медитация» обозначал просто глубокое размышление, концентрацию на проблеме, внутреннюю молитву (редк.), а также форму философской лирики (лит.).
В конце XIX века, со времени увлечения европейцев буддизмом и индийской йогой, под этим термином стали понимать процесс приведения психики в особое состояние внутренней сосредоточенности – это состояние сознания, переходное между телесным и внетелесным пребыванием, часто называют медитативным трансом.
На сегодняшний момент медитацией называется любое состояние сознания, при котором остановлен внутренний диалог, полная тишина в уме.

Также, существует описание медитации в терминах отрицания: состояние, не связанное с умственной деятельностью (а именно связано непосредственно с собственным Духом). Состояние за пределами состояний, как выход за пределы определяемости с помощью ума. Трансформация Духа. Освобождение Духа от «власти» ума, страстей, желаний, страхов через полное расслабление и затухание мыслей или через специфическую технику.
Некоторые техники связаны с созерцанием, например, дыхания или действий, которые выполняются людьми повседневно. Или особого рода дыханием (техники реберсинг, вайвейшион, холотропное дыхание, свободное дыхание). Целью практик медитаций является переход в более «высшие» состояния сознания, в которых ум является не центром, в котором формируется Воля, а лишь инструментом.

Восточный тип медитации (представленный всеми формами йоги в Индии, даосизмом в Китае) предлагает религиозно-мистическое растворение индивидуального сознания в безличностном, океаноподобном абсолюте – ситуация, реализуемая образами мотылька, сгорающего в пламени свечи, или соляной куклы, которая растворяется в воде моря. Другое религиозно-мистическое направление медитации, культивировавшееся христианством, трактовало ее как слияние двух личностей (человеческой и божественной). Вообще методы медитации разнообразны; интерес к ней и ее психотерапевтическим аспектам характерен для некоторых течений психоанализа (Юнг)
››погрузиться‹‹

meditatio I

Название 1-й серии

awakening


awakening – «Пробуждение»

はじまりの鼓動


はじまりの鼓動 (Hajimari no Kodō) – «Пульс пробуждения»
«Пульсирование начала» (от 始まり – «начинаться»)

ERGO


Awakening ›››
  • ››› пробуждение (и последующий побег) Монад Прокси
  • ››› пробуждение «второго Я» Винсента
  • ››› надпись на запотевшем зеркале в ванной Рил

надпись на запотевшем зеркале в ванной Рил

Пробуждение – всеобъемлющее понятие, которое может быть истолковано как «путь от сна/лжи к реальности/истине», что связано с идеями Платона и развитием эпистемологии и гносеологии››погрузиться‹‹
В современной массовой культуре тема «пробуждения» была раскрыта в «Матрице» братьев Вачовски (главный герой обнаруживает, что окружающий мир на самом деле – виртуальная реальность, созданная машинами для того чтобы эксплуатировать людей).

Пробуждение для «принцессы» Рил, происходит как в сказке – почти поцелуем. Ее «поиск правды» начинается с надписи на зеркале…

В истории американского христианства выделяют «Great Awakening» – как часть христианского движения, т.называемый «ривайвелизм»››погрузиться‹‹

meditatio II

Название 2-й серии

confession


confession – можно перевести как
  • – «признание» (вины, ошибки), «раскаяние», «покаяние»;
  • – «исповедь» (признание своих ошибок в церкви перед исповедником).
  • Также используется в значении «вера, вероисповедание; конфессия».

良き市民の告白


良き市民の告白 (Yoki Shimin no Kokuhaku) – «Признание Хорошего Горожанина»

ERGO


Confession – это в первую очередь допрос Винсента, на котором он доказывал, что «ничего не делал».
А в это время образцовая горожанка Рил Мейер теряет веру в Ромдо, когда сталкивается с попыткой замять инцидент с «чудовищами».
То, что казалось скучной и спокойной правдой – суть ложь, но Рил заставляют отказаться от поисков настоящей правды.

Но в сериале есть и другой «хороший горожанин» – Рауль Крид, генеральный директор Бюро Безопасности. Весь из себя безупречный, соблюдающий правила, более того, посвятивший жизнь охране законности… И обнаруживший, что соблюдение правил никого не может спасти.
При столкновении с Прокси он теряет всё самое дорогое, в том числе и часть себя – спокойствие, уважение к закону, осознание собственной силы. Первое столкновение с Прокси обусловило надлом цельности Рауля, что в итоге привело «достойного гражданина» к «недостойным» поступкам.

Четвёртый участник «конфессии» – Пино, застывшая в молитвенной позе с глазами, обращёнными к неведомому богу – словно прозревшая язычница, получившая Откровение, а вдобавок и душу.

meditatio III

Название 3-й серии

mazecity


mazecity – «Город-лабиринт»

無への跳躍


無への跳躍 (Mu e no Chōyaku) – «Leap into the Void» – «Прыжок в пустоту»
«Leap into the Void» – название эпизода повторяет название научно-фантастического романа Александра Беляева «Прыжок в ничто» (в английском переводе)…››погрузиться‹‹

ERGO


Город-лабиринт ›››
  • ››› город Ромдо, из которого пытаются выбраться Винсент и Пино; автолейв, обретший душу и цельность, знает правильный путь; для Винсента, начинающего поиск себя, этот путь пока что представляет собой лишь бесконечные метания духа и тела; город-лабиринт является лабиринтом лишь для тех, кто не видит цели;
  • ››› «город-лабиринт» – устойчивое выражение, которое употребляют для описания современного мегаполиса и вообще современной городской жизни; мегаполис – ловушка для тех, кто не может вырваться из-под его власти; он черпает в них свою силу;
  • ››› исторически «городом-лабиринтом» называли такую планировку городских кварталов, которая не позволила бы нападавшим быстро пробиться в центр города, где обычно располагалась резиденция правителя; по типу лабиринта застраивали многие древние и средневековые города;
  • ››› иногда «городом-лабиринтом» называют Вавилон;
  • ››› Кносский дворец на острове Крит также именуют городом-лабиринтом – этот дворец был выстроен Дедалом по приказу царя Миноса.

meditatio IV

Название 4-й серии

futu-risk


futu-risk – игра слов: «футу[ризм]» + «риск»
«Футуриск»

未来詠み、未来黄泉


未来詠み、未来黄泉 (Mirai Yomi, Mirai Yomi)
«Признаки будущего, ад будущего»
«Читать в грядущем наступающий ад»
В названии использованы омонимы (одинаково звучащие слова) «чтение» и «обитель мёртвых, тот свет».
  • ››› Читать в грядущем, согласно верованиям, могут умершие. Жители Общины беженцев – мертвецы для города-лабиринта.
  • ››› Выход за пределы города символизирует спуск героев к «вратам мертвых» – «вратам ада» в попытке найти ответы на вопросы.

ERGO


futu-risk ›››
  • ››› Можно интерпретировать как «опасное видение будущего» или «рискованное пророчество» или «рискованное пристрастие к будущему».
  • ››› Попытка изменения реальности, не принявшей тебя.
  • ››› Страх покинуть эту реальность насовсем.
  • ››› Ложь о своей исключительности и особенности, как попытка оправдать жизнь за счет отходов города.
  • ››› Futurism – это направление в искусстве, литературе и живописи.
  • ››› Futurism – это также философское течение «футурология»…
››погрузиться‹‹

meditatio V

Название 5-й серии

TASOGARE


TASOGARE – 黄昏 (тасо-гарэ) – «сумерки»

召還


召還 (Shōkan)
«Призыв вернуться»
«Отзыв» (как действие)
«Сигнал к возвращению»

ERGO


Сумерки ›››
  • ››› сумерки, за которыми прячется ответ на вопрос «Кто такой Прокси»;
  • ››› сумерки как промежуточное состояние для Общины беженцев;
  • ››› сумерки, покрывающие будущее Винсента, который сам не знает, чего хотеть и к чему стремиться;
  • ››› сумерки как «начало конца» для Общины;
  • ››› сумерки для Рил, которая столкнулась с ложью о внешнем мире;
  • ›››  сумерки – как ложь Худэ и ложь вообще.

Призыв вернуться ›››
  • ››› по требованию суда – Рил, вернувшаяся за Винсентом, потому что он «должен вернуться»;
  • ››› вызов актёра на бис – для Прокси, который «улыбался сквозь Винсента» после того, как тот мастерски сбил военного дроида;
  • ››› сигнал к возвращению – для всех изгнанников из Ромдо, которые с радостью поверили в ложь Худэ;
  • ››› сигнал к возвращению – свет, отраженный машиной Рил в небе над Общиной;
  • ››› «отзыв» (как действие) – когда внешний мир реагирует на ложь, воплощая её в реальности;
  • ››› в психологии: воспоминание (активизация в памяти предыдущих знаний, предыдущего опыта) – для Рил, вспоминающей Прокси, и для Винсента, который силится хоть что-нибудь вспомнить.

meditatio VI

Название 6-й серии

domecoming


domecoming – игра слов: «dome» (купол) и «home-coming» (возвращение домой, возвращение на родину)
«Возвращение в родной купол»

帰還


帰還 (Kikan)
«Возвращение домой»
«Репатриация»

ERGO


Возвращение домой ›››
  • ››› возвращение ради спасения – для Рил, которая может умереть;
  • ››› возвращение вместо кого-то – для Худэ (в роли Винсента);
  • ›››  возвращение домой – для самого Худэ и его деревянного солдатика;
  • ››› возвращение по приказу – когда Генеральный директор Бюро Безопасности вернул военных дронов к шлюзу;
  • ››› начало пути домой – для Винсента на «Усаги», хотя в тот момент он ещё не знает, куда ему стремиться;
  • ››› гибель, свершившаяся и предстоящая, – для жителей Общины, потому что они уже «умерли», когда покидали город: им некуда и незачем стремиться;
  • ››› гибель «королевы», потерявшей «сына» и видевшей «принцессу», которая пройдет путь королевы вместо неё;
  • ››› освобождение, пришедшее с Посланником Смерти, – возвращение мертвых к мертвецам.

meditatio VII

Название 7-й серии

re-l124c41+


リル124C41+


ERGO


Рил ›››
  • ››› Рил, добивающаяся правды и стремящаяся к реальности – единственный персонаж, готовый смотреть этой реальности в лицо без малейшего страха.
  • ››› Рил, которой пришлось пройти «царство мертвых» ради поисков правды, «официально» уходит из царства лжи.

meditatio VIII

Название 8-й серии

shining sign


shining sign – «Сияющий знак»

光線


光線 (Kōsen) – «Луч света»

ERGO


Луч света – Сияющий знак ›››
  • ››› «свет», который заметила Пино;
  • ››› «свет», который видела пленница из города Halos;
  • ››› «свет Луны, который призывает Хозяина» (Прокси-убийцу или Эрго-Прокси..?);
  • ››› Прокси Сенекис – Посланница Лунного Света.

meditatio IX

Название 9-й серии

angel's share


angel's share – «Доля ангелов»
Название можно расшифровать буквально – или сообразно установившему понятию:
«Долей ангелов» называют количество (долю) испарившегося за время выдержки в бочках алкогольного напитка. Термин применяется по отношению к таким напиткам как коньяк или виски, для которых верно правило: «Чем меньше воды – тем лучше».
Впрочем, золотоволосый Казкис Хауэр предпочитает вино – с бокалом практически не расстаётся…

輝きの破片


輝きの破片 (Kagayaki no Hahen)
«Осколки [былого] великолепия»
«Осколки блеска»

ERGO


Доля ангелов ›››
  • ››› Утраченная «доля ангела» придаёт напитку крепость – своего рода потеря во благо – гибель всего живого ради очищения Земли, смерть для того, кто лишний – не нужный, как вода в коньяке.
  • ››› С другой стороны, участь ангелов – покидать землю, умирать – или быть убитыми, если они не могут прервать своё существование, как признаётся Посланник Света Прокси Казкис Хауэр – Посланнику Смерти Эрго Прокси.

Осколки ›››
  • ››› Всё, что осталось от разрушенного города Асура – это голограмма на обзорной площадке, разлетающаяся вдребезги картинка-воспоминание, это армия боевых автолейвов и ожидание, когда проснётся возлюбленная Сенекис.
  • ››› Всё, что осталось от памяти Винсента – это несколько картинок, которые тают, прежде чем он успевает понять, что они значат, это безрезультатное желание вспомнить – и надежда, что когда он прибудет в родной город Mosque, его память проснётся.
  • ››› Ничего, ничто, небытие...

meditatio X

Название 10-й серии

cytotropism


cytotropism – «цитотропизм»
Цитотропизм (цитотаксис) относится к явлениям, связанным с реакцией организмов на внешние раздражители.
Цитотропизм представляет собой процессы привлечения и отталкивания одной клетки от другой – причём клетки могут быть как одной природы, так и разной. Фактически, цитотропизмом можно назвать реакцию клеток друг на друга, и такая реакция может привести как к поглощению, так и к образованию новых тканей или появлению новых организмов…››погрузиться‹‹

存在


存在 (Sonzai)
«Бытие»
«Существование»…››погрузиться‹‹

ERGO


Существование – Взаимодействие клеток ›››
  • ››› реакция «поля Дзибар», защищающего Ромдо, на Прокси;
  • ››› реакция Рауля Крида (одного из «винтиков») на отсутствие информации и неизвестность;
  • ››› реакция жителей города на отключение энергии;
  • ››› сотрудничество Дедала Юмено и Рауля Крида (двух «клеток» единого целого);
  • ››› клетки Амриты;
  • ››› город без людей, где автолейвы существуют без raison d'être;
  • ››› новая форма бытия – расстановка действующих лиц, при которой Рил, покинувшая город, уже не является его частью – Дедал пытается «регенерировать Монад» (т.е. создать себе новую Рил) – а Крид ступает на свой путь поиска истины.

meditatio XI

Название 11-й серии

anamnesis


anamnesis
  • «Припоминание» у Платона.
  • «Анамнез» – «история болезни» в медицине.
  • «Анамнезис. Это слово одновременно обозначает «память» и «воспоминания». Анамнестические воспоминания» (слова Хранителя Памяти из книжного магазина «City Lights»).
››погрузиться‹‹

白い闇の中


白い闇の中 (Shiroi Yami no Naka) – «В белой тьме»

ERGO


Анамнезис ›››
  • ››› попытка выяснить «причину болезни» Винсента – и найти путь излечения;
  • ››› попытка вспомнить прошлое – и при этом понять нечто такое, что относится к настоящему, обрести истину «Я – Эрго Прокси»;
  • ››› попытка увидеть себя-настоящего – который суть «Другой» – и в соединении с ним обрести единство.

Припоминание-анамнезис также связано с индивидуальностью и определением себя через речь Другого – на это указывают слова «Маски» из видений Винсента:
«Это очевидная граница мира, граница между своим я и внешним миром. Это не «Я мыслю, значит, существую». Верно «Я мыслю, значит, ты существуешь»
фансаб: ©yHuKyM

Белая тьма, или Чистый мрак ›››
  • ››› оксюморон (сочетание слов с противоположным смыслом), связанный с диалектикой Гераклита, чьи идеи пересказывает Хранитель Памяти;
  • ››› белесый туман, в котором заблудился Винсент – как в реальном мире, так и во сне;
  • ››› туман и неизвестность потерянной памяти;
  • ››› символ сердцебиения-логоса:
«Белый шум, резонирующий с белым туманом, это ритм, доказывающий, что ты существуешь. Это сердцебиение, которое не уйдёт с этой сцены»
фансаб: ©yHuKyM.

meditatio XII

Название 12-й серии

hideout


hideout – «убежище».
Убежища и пещеры – один из ключевых образов «Ergo Proxy»…››погрузиться‹‹

hideout – переводится как «убежище»
hide out можно перевести как «выбираться наружу», «раскрываться»

Здесь почти всё действие происходит в убежище, некой пещере, укрытии. И здесь бóльшая часть действий состоит в раскрытии и неком «освобождении»:
  • – Винсент признаётся в любви Рил;
  • – один Прокси пробуждается,
  • – а другой, то есть Винсент окончательно доказывает Рил, что он действительно – Эрго Прокси: перевоплощается у неё на глазах;
  • – в конце Игги пытается «открыться» Рил, но та не замечает, что её приказы выполняются уже не так беспрекословно, как раньше…

君微笑めば


君微笑めば (Kimi Hohoemeba) – «Когда ты еле заметно улыбаешься»

ERGO


Убежище ›››
  • ››› убежище для Прокси;
  • ››› город как безопасное место, куда следует вернуться;
  • ››› «второе Я», где прячется Эрго Прокси – и порой вырывается, а порой просто выглядывает из Винсента;
  • ››› условное убежище стереотипов и равнодушия – личная пещера Рил, которая верит в свой пистолет, в преданность и послушание Игги и в саму себя – сильную и способную во всём разобраться; из этой уютной ловушки она будет выбираться ещё очень долго.

спящий Винсент

Здесь хватает улыбок, полуулыбок и ситуаций, когда ждёшь от другого хоть какой-то нежности или внимания ›››
  • ››› когда Рил смотрит на спящего Винсента, а он во сне похож на беззащитного подростка, а она думает, стрелять в него или нет, и зачем он ей нужен…
  • ››› когда проснувшийся Винсент тянется к Рил и признаётся ей в любви, отчаянно, искренне и с надеждой…
  • ››› когда Рил дарит Винсенту фальшивый поцелуй, думая при этом, как она может использовать его чувства и как спрятать пистолет…
  • ››› когда деятельная и холодная Рил отворачивается от Игги – а тот смотрит ей вслед, переполненный пробуждающимися чувствами…
  • ››› когда улыбается Эрго Прокси (или Прокси Первый?), с пренебрежением глядя на наведённый пистолет.

улыбка Эрго Прокси

meditatio XIII

Название 13-й серии

wrong way home


wrong way home – «неверный путь домой»
Вариация на тему распространённого в англоязычной культуре названия «Long Way Home» – сейчас это устойчивое выражение, литературный штамп…››погрузиться‹‹

構想の死角


構想の死角 (Kōsō no Shikaku) – «Conceptual Blindspot» – «Когнитивная Мёртвая Зона»
Вероятно, по аналогии с понятием «когнитивный диссонанс»››погрузиться‹‹
Другой возможный перевод – «Слепое пятно в сознании», т.к. blind-spot переводится как «мёртвая / слепая зона, т.е. область, невидимая или недосягаемая в нормальных условиях», как у зеркала заднего вида автомобиля или не простреливающая зона в оборонительных укреплениях.
Название серии 構想の死角 также является отсылкой к японскому варианту названия серии в телесериале «Коломбо»››погрузиться‹‹

ERGO


Неверный путь домой ›››
  • ››› отвергнутый путь домой для Игги – ибо его «дом» там, где его raison d'être – Рил;
  • ››› несостоявшийся путь домой для запертой в «капсуле» Рил;
  • ››› ложный путь в родной город Москву для Винсента – хотя для него это «возвращение на родину» стало единственной надёжной целью.

meditatio XIV

Название 14-й серии

ophelia


Рил-Офелия

  • – аллюзия на картину Миллеса «Офелия», которая повторяется в сцене «тонущей Рил»;
  • – название супермаркета, где Винсент и Рил пополняли запасы;
  • – намёк на стремление к самоубийству – у «ищущего любви» Прокси – и при этом намёк на попытку утопить, ведь смерть шекспировской Офелии полна неясностей и противоречий;
  • – указание на безответное стремление к любви – брошенная Офелия гибнет в ручье, одинокий Прокси находит свою смерть в озере.

貴方に似た誰か


貴方に似た誰か (Anata ni Nita Dare ka) – «Кто-то, похожий на тебя»

ERGO


«Шутки» Прокси-Оборотня – это как отражения в воде – или отражения двух желаний «покончить с мукой бытия».

Но схожесть не означает идентичности – как признался Винсент:
«Этот Прокси менял свою форму, надеясь, что другие примут его. На самом деле, я был точно таким же. Однако, я начал меняться во время этого путешествия, с того момента, как я встретил Рил и Пино. Если я изменюсь, то изменится и мое видение смысла моего существования. Вот почему я не могу позволить себе исчезнуть, несмотря на то, что я Прокси».
фансаб: ©yHuKyM

Таким образом, «кто-то, похожий на тебя» – это сам ты после перемен и изменений – или ты в прошлом – или возможный ты в предполагаемом будущем.

Каждый человек – отражение и двойник самого себя во времени, каждый человек – оборотень, поскольку меняется с каждой минутой, сохраняя прежний облик.

meditatio XV

Название 15-й серии

who wants to be in jeopardy!


who wants to be in jeopardy! – игра слов и названий игры:
  • – популярная телевикторина «Who Wants To Be A Millionaire» (у нас известна как «О, Счастливчик!» и «Кто хочет стать миллионером?»)
  • – другое телешоу с вопросами «Jeopardy!» (в России – «Своя игра»)…››погрузиться‹‹
  • – выражение be in jeopardy, которое переводится как «быть в опасности»

生 悪夢のクイズSHOW!


生 悪夢のクイズSHOW! (Nama Akumu no Kuizu Show!) – «Кошмарная Телевикторина»

ERGO


КОШМАРная телевикторина – подходящее определение к происходящему в этом эпизоде безобразию!
Однако намёк на «всё это страшный сон» остаётся иллюзией: в Ромдо увидят трансляцию «QQQ» – и Прокси MCQ самоуничтожится оригинальным способом: вызвав на себя (и свой город) удар межконтинентальной баллистической ракеты, которую в Ромдо называют «Вознесением».

meditatio XVI

Название 16-й серии

busy doing nothing


busy doing nothing – «занятые ничегонеделанием».

デッドカーム


デッドカーム (Deddo Kāmu) – Dead Calm – «Мёртвый штиль»
– устойчивое выражение, обозначающее полное безветрие, ноль, нейтральность.
Японское название записано катаканой – т.е. это джаплиш: «деддо кауму», переиначенная английская фраза.

«Мёртвый штиль» – это застой, закрепощённость, невозможность выйти за пределы собственной клетки, ведь для того, чтобы сломать эту клетку необходимо осознать её существование – только тогда появляется возможность освободиться. Всё это относится к Рил. Это её отказ принимать существующий мир останавливает корабль мертвым штилем в унылой долине.
Невозможность жить по старым правилам в новых условиях разрушает личность, унижает дух, вызывает агрессию. У агрессии есть два выхода: можно направить её на окружающий мир, обвиняя его в безысходности и несовершенстве, а можно использовать для разрушения собственных правил и установок. И тогда слабость становится силой.
То, что ты разрушил, остается с тобой – из ограничителя превращается в движущий фактор (что проявляется в последней серии, когда Рил, осознавая всю бесполезность своих действий, продолжает действовать, и, в отличие от Дедала, обретает новый мир и новый смысл существования).
Но это еще впереди. А сейчас мертвый штиль заканчивается улыбкой – принятием, улыбкой – выдохом, дыханием – возрожденным духом, дыханием – ветром. Испытание пройдено с честью, путешествие продолжается.
расшифровка: © Nina

ERGO


«busy doing nothing» – оксюморон, в котором содержится солидная доля иронии по отношению к Рил, для которой «просто жить», т.е. бегать, играть, рисовать – это занятия, лишённые всякого смысла. Но вся практическая польза от времени, проведённого в ожидании ветра, для Рил разлетелась со страничками дневника…
Вообще же ничегонеделание – удобный эвфемизм для понятия «обычная жизнь», а здесь герои ведут себя совсем как обычные люди.

meditatio XVII

Название 17-й серии

terra incognita


terra incognita – «неизвестная земля»…››погрузиться‹‹

終わらない戦い


終わらない戦い (Owaranai Tatakai) – «Вечный бой».

ERGO


terra incognita ›››
  • ››› на картах, где прочерчен маршрут – и на картах, где указан «опорный пункт врага», куда надо нанести удар;
  • ››› грядущая неизвестность у потерявшего память Винсента – и смутное будущее у Ромдо, потерявшего Прокси;
  • ››› терра инкогнита – это то, куда стремятся мутировавшие жители пещеры: вперёд, наружу, в никуда, но всё равно продолжая стремиться.

Это и есть вечный бой человека с окружающим миром, стремление выжить, призыв к борьбе, который исходит от Генерального директора Бюро Безопасности Рауля Крида:
«Дайте мне приказ защитить этот город!
Внешний мир начал восстанавливаться, но он всё ещё смертелен для нас».
Вечный бой – и вечный цикл «верность – знание – измена», неотвратимость предательства, которую признают Советники:
«Не было ещё человека, который мог бы долго занимать место руководителя Бюро Безопасности. Они используют своё положение, чтобы узнать то, что не следует знать и слишком много думают об этом. И, в конце концов, они отклоняются от верного пути».
фансаб: ©yHuKyM

Чтобы понять, куда стреляли «Вознесением», надо сперва разобраться, зачем.
Рауль стрелял, чтобы отомстить Винсенту, это понятно. Но Рауль, в каком бы состоянии аффекта он ни находился, – не дурак. Это тот человек, которому явно хватит ума понимать: уничтожив цель путешествия, можно ранить куда сильнее, чем если попытаться наобум пальнуть в Винсента. А цель была вполне очевидна, ибо крупных городов на карте в мире «Эрго Прокси», судя по всему, всего два, да и происхождение Винсента известно.

Но подлинная причина выстрела сложнее.
Бунт Рауля не был самостоятельным – он был аккуратно спровоцирован Прокси Первым (о чём тот сказал в meditatio 23: «я развил чувства в несовершенном существе»).
В «Эрго Прокси» нет просто галлюцинаций без причины – мерещащийся Раулю Винсент не случайно говорил голосом Прокси Первого. Идея ясна: Прокси Первый культивировал в Рауле жажду мести и ненависть к Винсенту, которая быстро перекинулась на Эрго Прокси в частности и всех прокси вообще.

Прокси Первый не хотел становиться жертвой Пульса Пробуждения, однако лично у него было не слишком много вариантов. Он изо всех сил старался создать наследника – и в итоге преуспел – но в качестве запасного плана решил порушить как можно больше того, что было создано за время отсутствия изначальных людей.
Поскольку мир находился в упадке, рушить пришлось не так уж много, в сущности – только Москву и Ромдо. Ромдо он разрушил руками мягко сошедшего с ума Дедала, а Москву...
Москву – руками Рауля.

Руководитель Бюро Безопасности не сам стрелял в город, куда ехал его заклятый враг. Рауль стрелял туда, куда Прокси Первый вынудил его стрелять. А Прокси Первому не было ровным счётом никакого дела до MCQ, его главной целью была месть создателям, которую он не мог осуществить своими руками. Вот ему и пришлось манипулировать всеми, кто оказался поблизости.

расшифровка: © alphyna

meditatio XVIII

Название 18-й серии

life after god


life after god – «Жизнь после Бога»
– название романа Дугласа Коупленда
Роман начинается с путешествия на машине – и бóльшая часть дороги проходит по довольно безлюдным местам. Книга наполнена размышлениями об одиночестве, о людях, расставании и смерти.
››погрузиться‹‹

終着の調べ


終着の調べ (Shūchaku no Shirabe) – «Расследование Окончательного Прибытия»

ERGO


Итак, Винсент достиг Москвы – чтобы обнаружить, что от его «родного города» остались лишь развалины. Расследованием занимается преимущественно Рил – а параллельно Proxy One убивает «Амнезию», охраняющего его воспоминания, чтобы пустить к ним Винсента.
И теперь «поиски истины», расследование своей амнезии, вынуждают его пуститься в обратный путь.

Финальное прибытие произошло в прошлом – когда «Вознесение», как называют межконтинентальную баллистическую ракету, достигло Москвы. Второе «Вознесение» уничтожило город MCQ и ознаменовало начало нового витка в жизни Ромдо – жизни после бога.

Жизнь после бога ›››
  • ››› существование без Прокси – и попытки вернуть его;
  • ››› с другой стороны, жители Ромдо хотят использовать свой собственный шанс – изменить себя на клеточном уровне и перестать надеяться на своего бога-Прокси;
  • ››› с этого эпизода для Ромдо наступает период «свободы» и отречения от прежней веры;
  • ››› именно готовность Рауля Крида идти до конца и выживать вопреки всему стала его оправданием и возможностью вернуться на прежнюю должность:
«Я знаю, что не существует Бога, чьё вмешательство спасет нас.
Мы должны измениться!
Мы должны перестать думать о необходимости Бога!»
фансаб: ©yHuKyM

meditatio XIX

Название 19-й серии

eternal smile


eternal smile – «вечная улыбка»

少女スマイル


少女スマイル (Shōjo Sumairu) – «Девочка с улыбкой»

ERGO


Улыбка ›››
  • ››› это про Пино – девочку с самой прекрасной, естественной, истинной улыбкой. Улыбка, которая очаровала всех людей вокруг – и всех автолейвов «Города Улыбок»…
  • ››› возможно, это было уловкой Прокси Вилл. Б. Гуда: заставить Пино поверить, что она «совсем как живая», чтобы потом выведать про «самое слабое место» у Винсента/Эрго Прокси…
  • ››› или здесь намёк на вечную улыбку Моны Лизы-Джоконды? Вечная, непостижимая и недостижимая красота души, которую ни подделать, ни скрыть...

meditatio XX

Название 20-й серии

Goodbye Vincent


虚空の聖眼


虚空の聖眼 (Kokū no Hijiri Me) – «Мудрые глаза небесной пустоты»

ERGO


Если в предыдущих эпизодах Винсенту приходилось постигать своё второе «Я» Эрго Прокси и примиряться со своей раздвоенной сущностью, то теперь пришла пора разобраться, кто такой на самом деле Винсент Лоу.

Кто «настоящий», а кто «выдуманная личность»? Если Винсент всегда был Эрго Прокси, то кто был первым?

Задавать эти вопросы – уже испытание, но почувствовать себя «дополнительной» личностью в сознании другого человека, довеском, почти паразитом, маской… Последнее испытание перед возвращением в Ромдо, решающее откровение, ещё один шаг на пути к воссоединению с самим собой.

И кем бы ни была Сван – ещё одним Прокси, или ещё одним «Хранителем» в сознании Винсента/Эрго Прокси, или призраком Монад – но из очередного «путешествия вглубь себя» Винсент вернулся с готовностью попрощаться со своим нынешним состоянием.
«Goodbye Vincent» , прощай навсегда – ты уже не тот, что покинул Ромдо, ты стал другим, хотя до сих пор не знаешь до конца, кто ты на самом деле…

meditatio XXI

Название 21-й серии

shampoo planet


shampoo planet – «Планета шампуня»
– название романа Дугласа Коупленда.
В романе воссоздан один год жизни молодого обитателя заштатного американского городка – год, который вмещает в себя утрату и обретение иллюзий, начало и конец бегства из родного дома, опыт любви и нелюбви, соотнесение себя с миром еще живой и уже погубленной прогрессом природы.

Это второй роман Коупленда, послуживший названием для эпизода «Ergo Proxy»…››погрузиться‹‹

時果つる処


時果つる処 (Toki Hate Tsuru Sho) – «Там, где кончается время»

ERGO


Как и в романе «Планета шампуня» показана бессмысленность бытия – без raison d'être. И возможно, здесь присутствует намёк на некую «запрограммированность» жителей Ромдо и последующую гибель. 90% населения было уничтожено в результате бессмысленной попытки «возвыситься».
Там, где кончается время – то есть в нигде.
Небытие – это отсутствие времени и развития, «конец света», остановка процесса развития, запущенного в результате акта созидания.

Со смертью времени кончается история – и образовавшийся стасис пожирает самое себя, поскольку жизнь заключается в непрекращающейся борьбе и сочетании, взаимодополнении и взаимопроникновении противоположностей.

Бытие – это смена мгновений.
Жизнь сама по себе – время.

Гибель Ромдо напрямую связана с желанием обрести «существование без Бога-Прокси», без поисков и постижения raison d'être – то есть без борьбы.
Время, отпущенное Ромдо, закончилось – и творец вернулся, но лишь для того, чтобы наблюдать за разрушением города.

meditatio XXII

Название 22-й серии

bilbul


bilbul – записанное латиницей слово из иврита בילבול, что значит «путаница», «неразбериха», «беспорядок»
Произносится это слово как билбу'лим.
Слово bilbul связано с выражением «смешение языков» (the word bilbul), которое произошло, согласно Ветхому Завету Библии во время строительства Вавилонской башни – Бог смешал языки, чтобы строители не могли договориться между собой, перестали понимать друг друга и не смогли достроить башню на Небеса…››погрузиться‹‹

בילבול/bilbul – это также название метода «пилпул», который в XVIII веке применяли для изучения Талмуда в иешивах (еврейских религиозных учебных заведениях).
«Пилпул» заключался в умении при помощи головоломных построений сближать самые отдаленные понятия и таким способом улавливать скрытый смысл Закона. Больше всего ценились ученики, которые поражали всех хитроумными и изощренными умозаключениями, помогавшими им толковать и постигать слово Божье. Но порой «пилпул» вырождался в бесплодные и схоластические упражнения ума…››погрузиться‹‹

Таким образом, «путаница» здесь имеет отношение в первую очередь к путанице в информации – и к попыткам разобраться и постичь подлинное знание.

桎梏


桎梏 (Shikkoku) – «Узы»

ERGO


Узы ›››
  • ››› оковы незнания, не дающие разобраться в происходящем;
  • ››› узы, связывающие Пино и Рауля Крида, Рауля Крида и Кристеву, Дедала и Рил, Рил и Винсента, Винсента/Эрго Прокси и Рил;
  • ››› предназначение, объединяющее Proxy One и Монад;
  • ››› связь между создателем и его творением – между Прокси и городом;
  • ››› тонкая ниточка в руках Ариадны-Рил – как истина, выводящая из Лабиринта запутанных смыслов и слов…

meditatio XXIII

Название 23-й серии

deus ex machina


deus ex machina – (лат.) «бог из машины»
Выражением «бог из машины» обозначают неожиданную, нарочитую развязку той или иной ситуации, с привлечением внешнего, ранее не действовавшего в ней фактора, наиболее близкий русский аналог – «рояль в кустах»

Однако происхождение и дальнейшее бытование этого выражения связано с механизмом. Словом mechane/μηχανης в древнегреческом театре назывался кран, который позволял поднимать актёра над сценой и позволял ему «летать» …››погрузиться‹‹

В современной культуре «богом из машины» часто называют ИИ (искусственный интеллект), роботов (существующих или воображаемых) и вообще технику, которая существенно расширила возможности человека.

代理人


代理人 (Dairinin)
«Заместитель»
«Временно исполняющий обязанности»
Proxy

ERGO


deus ex machina ›››
  • ››› Прокси, как боги, внезапно появляющиеся и меняющие ход вещей;
  • ››› сам Proxy One, о существовании которого Винсент и Рил только догадывались, причём Рил «раскрыла» его первой;
  • ››› Кристева для Пино и Пино для Рил – тоже «не самое ожидаемое спасение», во всяком случае, счастливое стечение обстоятельств;
  • ››› неожиданно выросшие крылья Рил-2;
  • ››› для вернувшихся восстанавливать Землю людей, для всего человечества Винсент/ Посланник Смерти, Последний Прокси, станет не самым приятным сюрпризом.

Proxy ›››
  • ››› Прокси, как заместитель Бога-Творца?
  • ››› или замена людей, если вспомнить Проект Прокси?
  • ››› или это жители Ромдо, безуспешно пытающие заменить собой человечество?
  • ››› или имелся в виду Винсент/Эрго Прокси – заместитель-маска, выдуманная личность, не желающая погибать?
  • ››› или это Рил-2, пытающаяся «заменить» Монад?
  • ››› или Рил Мейер, которая из «заменителя» стала подлинной любовью, которую выбрал Винсент?
  • ››› а может быть, Пино, заменившая Раулю Криду дочь, а Кристеве – raison d'être?
Получается, все три главных героя – Рил, Винсент и Пино – пройдя через стадию «Прокси-заместителя» стали настоящими, подлинными и живыми, отказавшись погибать – выбрали борьбу и истину, какой бы тяжёлой та ни была.

И Прокси – это не сверхчеловек, не бог, а скорее путь, который можно пройти до конца.




Ресурсы:





‹‹‹ назад
вперёд ›››
‹‹‹ суммировать ›››