‹‹‹ назад
вперёд ›››
‹‹‹ суммировать ›››

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ НАМЁКИ
и СИМВОЛЫ

ПЕЩЕРА


ЛАБИРИНТ


БУКВЫ В ТАРЕЛКЕ


АЛИСА, КРОЛИК и ДРУГИЕ


ГЛАЗА ВИНСЕНТА


СМЕРТЬ АВТОРА


ГИДРАТ МЕТАНА


666


ЧЕШУЙКИ КАРПА


ХЕППИ БЁЗДЕЙ ТУ Ю


ЛЕВОРУКОСТЬ и ДУША


ЛЕОНАРД КОЭН В ДНЕВНИКЕ РИЛ


РОЯЛЬ и ПИНО


АРХЕТИПЫ ЮНГА


СЮЖЕТ


ПЕЩЕРА

вход в пещеру

«Пещера» – это не только место действия многих событий «Ergo Proxy», но и одна из центральных идей этого произведения.

В «Ergo Proxy» последовательно развивается и раскрывается идея Платоновской пещеры, которую в упрощенном виде можно описать следующим образом: люди не знают и не видят истину, поскольку живут прикованными в пещере и видят лишь тени вещей на стене перед собой; постепенно они привыкают ко лжи; тот, кто вырвется из пещеры, будет ослеплён светом, истина причинит ему боль – но вернувшись в пещеру, он не сможет рассказать прикованным о том, что он видел, они не поймут его, а сам освободившийся не сможет вернуться к прежней жизни…››погрузиться‹‹
в пещере

››› «Пещера» – это Ромдо, и когда в meditatio VII Рил вернулась туда – она уже не смогла жить прежней жизнью.

››› «Пещера» – это отравленные руины города в meditatio XVII, откуда не могут выбраться мутировавшие люди.

››› «Пещера» – это фальшивая «Земля улыбок» в meditatio XIX, жители которой живут, окружённые ложью.

››› «Пещера» – это убежище незнания и забытья, предательство самого себя, мир иллюзий, от которого избавляется Винсент / Эрго Прокси.

››› «Пещера» – это сама ложь, и какой бы болезненной ни была истина, главные герои выбирают «трудный путь наружу».

ЛАБИРИНТ

Город-лабиринт

«Лабиринт» в «Ergo Proxy» – это образ, метафора и при этом нечто материальное. Это ловушка, где поджидает Минотавр – и сложная конструкция, выстроенная Дедалом по приказу царя… Можно воспринимать его проявления как воплощения одной идеи – или как развитие этой идеи от культового и архитектурного сооружения до символа…››погрузиться‹‹
Но в первую очередь Лабиринт – это загадка, побуждающая действовать, чтобы найти выход.

лабиринт в Ромдо

Лабиринт воплощён в городе Ромдо, из которого пытаются выбраться зараженные вирусом Cogito автолейвы – а потом и сам «охотник на автолейвов» Винсент Лоу, который воспользовался результатами собственного расследования и отправился по той же дороге, по которой следовали носители вируса Cogito.

поиски выхода

В какой-то мере Винсент заразился «человеческой версией» Cogito: Ромдо стал для Винсента убежищем от самого себя, ловушкой пустого существования без смысла и без мыслей – а потом настало время уходить.
И хотя поиск выхода из лабиринта подсознания и памяти начался в материальном мире, в подсознательном пространстве meditatio XI возникает настоящий лабиринт:

лабиринт подсознания

Одно из проявлений этого образа – Спираль.
Лабиринт начинался со спирали, которая позволяет в упрощённой форме воплотить идею «долгого и трудного пути к цели, которая, кажется, находится очень близко».

спираль лестничных пролётов

Лабиринт – это испытание, путь, который надо пройти до конца, каким бы трудным и запутанным он ни был. Развитие (совершенствование), которое с каждым витком спирали обретает идущий, лишь опосредованно связано с самой дорогой. Смысл отнюдь не в пройдённом расстоянии...

лестница-спираль

«Лабиринт» – это последний – правильный – ответ в «кошмарной» викторине «who wants to be in jeopardy!» в meditatio XV

БУКВЫ В ТАРЕЛКЕ

meditatio I
Сцена в столовой – разговор Винсента с автолейвом Дороти.
слово «Awakening»

Из букв в тарелке можно сложить слово «Awakening» – «пробуждение».

meditatio IV В бреду Винсент вновь видит ту же самую сцену:
слово «Misfit»

Буквы в тарелке складываются в слово «Misfit» – в переносном значении, «плохо приспособленный к окружающим условиям, неприспособленный к жизни человек, неудачник, человек, непригодный ни для какой работы».

АЛИСА, КРОЛИК и ДРУГИЕ

В англоязычной культуре (а по сути – в мировой) сказки Кэрролла занимают одно из первых мест по количеству упоминаний, цитат и ссылок, уступая лишь Библии и Шекспиру.
Цитирование «Алисы» сравнимо разве что с многочисленностью трактовок этих первоначально детских сказок – от политического памфлета до вывертов подсознания, хотя сам Кэрролл с юмором воспринимал попытки поклонников психоанализа «разобрать» образы кроличьей норы или изменяющегося роста Алисы
››погрузиться‹‹

В «Ergo Proxy» обнаруживаются много явных и скрытых отсылок к этому произведению, самая очевидная: Кролик, который ведёт:
  • ››› это Пино, за которой следует Винсент в meditatio III, когда пытается выбраться из Ромдо,
  • ››› корабль «Сенцон Тоточтин», или «Усаги» (Кролик) на котором путешествуют главные герои,
  • ››› и сама Пино – в тех многочисленных случаях, когда она то и дело куда-нибудь забредает. И её приходится искать.

В meditatio VIII есть аллюзии на сцену в Саду Роз – а также на карты из «Страны чудес».
В meditatio XI Хранитель Памяти и внешним своим видом, и вопросами «что ты ищешь?» очень напоминает Чеширского Кота:

Хранитель Памяти

Чеширский Кот

Многие события из путешествия Винсента происходили в его снах и видениях – что не отменяет их значимость – и все приключения Алисы также случились в «вымороченном» мире сна и зазеркалья.
В целом символичность и «условность», парадоксальность и даже «сказочность» «Ergo Proxy» во многом близка Кэрроллу.

ГЛАЗА ВИНСЕНТА

Известно, что в аниме глаза изображаются более детально, чем остальные черты лица. Одна из особенностей японской анимации состоит в том, что по глазам часто можно сделать вывод о персонаже в целом. Положительные, веселые, дружелюбные главные герои обычно рисуются с большими, блестящими, полными жизни глазами. У замкнутых, мрачных или отрицательных героев суженые глаза, иногда закрытые или оттененные челкой. Хитрые или подчеркнуто-вежливые персонажи изображаются с глазами лисицы – как бы всё время закрытыми, будто персонаж постоянно улыбается, однако примерно такие же по форме могут иметь и обыкновенные сони. Если персонажа вдруг лишают магическим способом воли или даже души, его глаза теряют блеск и становятся безжизненными — из них исчезают все блики. У детей глаза обычно изображены очень большими, старики же (за крайне редким исключением) имеют глаза маленькие, с маленьким зрачком.
В мировой культуре глазам также уделяется особое внимание...››погрузиться‹‹

При первом своём появлении Винсент – робкий молодой человек с глазами-щёлочками. Живёт себе, крепко зажмурившись, по принципу «меньше знаешь – крепче спишь»…
Поскольку основная информация поступает через зрение, то это нарочитый «уход от мира».

Сначала создаётся впечатление, что он
всегда был таким и навсегда таким останется:
глаза-щёлочки

Глаза у него открываются постепенно –
с шока и болезни, вызванной уходом из Ромдо:
после болезни

Он учится этому, привыкает смотреть на мир –
и принимать его таким, каков он есть.
Не отворачиваться, даже если очень страшно…
в хранилище памяти

Став кормчим «Усаги», он день за днём
вглядывается во тьму, царящую вокруг.
у руля

Глаза становятся не просто «зеркалом души»,
но своего рода «символом человеческого» –
поскольку у Прокси глаза мёртвые,
ничего не выражающие – как у статуи:
глаза Прокси

Победив своё «второе я», Винсент
возвращает себе человеческий облик.
глаза человека

Впрочем, ненадолго.
глаза Бога Смерти

Интересная деталь: в записной книжке Рил и в других материалах есть данные на Винсента, где указано, в числе прочего, что цвет глаз у него голубой:

«Eyes: blue»
данные

Но глаза у Винсента определённо зелёные:
реальность

Ошибка? Да ещё в таком важном вопросе?
На самом деле они голубые. То есть зелёные. Цвета «ао» – 青 ...››погрузиться‹‹

СМЕРТЬ АВТОРА


«СМЕРТЬ АВТОРА» – парадигмальная фигура постмодернистской текстологии, фиксирующая идею самодвижения текста как самодостаточной процедуры смыслопорождения.

В аксиологической системе постмодернизма Автор символизирует идею внешней принудительной каузальности, в ситуации которой линейный тип детерминизма предполагает и линейное объяснение явления через указание на его единственную и исчерпывающую причину, в качестве которой для текста выступает Автор, ибо, по оценке Р.Барта, в системе отсчета традиционной западной рациональности «внешняя причина причиннее других причин».

В контексте культуры классического западного образца оформляется стиль мышления, предполагающий конституирование не только выраженного противостояния субъекта и внеположенного ему объекта, но и акцентированной парадигматической фигуры отнесения любого результативного процесса к субъекту как агенту этого процесса, мыслимому в качестве Автора.

На уровне мышления повседневности это проявляется в практикуемой обыденным языком формуле так называемого «примысленного субъекта» в грамматических конструкциях, передающих ситуацию безличного процесса (в диапазоне от древнегреческого «Зевс дождит» – до современного английского «it is raining», – в отличие от семантически изоморфных, но структурно принципиально иных «дождит» в русском или «ploae» в молдавском языках)…››погрузиться‹‹

ГИДРАТ МЕТАНА

meditatio XV – Вопросы телевикторины:
Вопрос: Какой наиболее важный источник энергии в XXI веке, создаваемый подземной компрессией метана?
Ответ: Гидрат метана.

Вопрос: Сколько процентов жизненных форм на Земле было уничтожено цепными взрывами запасов метана?
Ответ: 85%.

И то, и другое вполне возможно, допустимо и осуществимо.

гидрат метана

ГИДРАТ МЕТАНА – супрамолекулярное соединение метана с водой. Устойчив при низких температурах и повышенных давлениях. Широко распространён в природе.

В 40-е годы советские учёные высказывают гипотезу о наличии залежей газовых гидратов в зоне вечной мерзлоты. В 60-е годы они же обнаруживают первые месторождения газовых гидратов на севере СССР. С этого момента газовые гидраты начинают рассматриваться как потенциальный источник топлива.

Постепенно выясняется их широкое распространение в океанах и нестабильность при повышении температуры. Поэтому сейчас природные газовые гидраты приковывают особое внимание как возможный источник ископаемого топлива, а также участник изменений климата››погрузиться‹‹

666

«Дьявольская викторина» ID Рауля Крида

666, т.называемое «число зверя», появляется в meditatio XV – как цена одного из призов в «Дьявольской викторине» Прокси MCQ.

Кроме того, это число присутствует в ID Рауля Крида, Генерального директор Бюро Безопасности: «039666» – возможно, как указание на «дьявольскую» природу Крида, или намёк на его богоборчество, поскольку он вознамерился уничтожить бога-прокси.
››погрузиться‹‹

ЧЕШУЙКИ КАРПА

Карпы-флаги появляются в meditatio XV – на телевидении Прокси MCQ, в Викторине Ошибок.
Викторина Ошибок может быть показана в любой момент шоу.
Ответ на вопрос последней Викторины: Две потерянные ячейки на флаге «коинобори» во время Дня Мальчиков.

Викторина Ошибок

День мальчиков – известный японский праздник… Но какое отношение этот вопрос имеет к путешествию Рил, Винсента и Пино?
флаг «коинобори»

С одной стороны, карп символизирует стойкость и упорство, и по одной из легенд, может превратиться в дракона, если преодолеет все пороги ручья…››погрузиться‹‹

Но также можно обратить внимание на то, что
из трёх карпов на картинке недостаёт чешуек именно у красного
– а в meditatio XV именно одетый в красное Винсент получал «недостающие фрагменты мозаики».
Рил-в-чёрном и малышка Пино-в-синем только поддерживали его:

Рил, Винсент и Пино

ХЕППИ БЁЗДЕЙ ТУ Ю

Один из самых издевательских моментов в meditatio XV – когда благодарные зрители-автолейвы дарят ведущему шоу и своему создателю-хранителю Прокси MCQ цветы и благодарят за всё, что он сделал – благодарят на мотив «хеппи бёздей»…››погрузиться‹‹

благодарности

Правда, «празднуют» они не день рождения Прокси – а, наоборот, его грядущую смерть, так как Винсент (Proxy One?) выиграл в Дьявольской Викторине, а значит, ведущий должен умереть. Такие правила.

ЛЕВОРУКОСТЬ и ДУША

meditatio XVI – одна из самых удивительных серий, поскольку герои в ней занимаются исключительно бездельем и всякой фигнёй, и оттого кажутся совершенно живыми… Особенно Винсент и Пино, а вот Рил проявляет все признаки хронического трудоголизма: суетится, волнуется, придумывает себе расследования.

Например, Рил пытается выяснить проблему, связанную с тем, что Пино предпочитает пользоваться левой рукой:
«Обычно Автолейвы владеют обеими руками одинаково.
Может ли то, что она предпочитает левую руку правой, быть доказательством того, что в её теле появилась душа?»
фансаб: ©yHuKyM

леворукость Пино

Расследование терпит крах, да и при чём здесь человеческая леворукость и праворукость, если мозг у Пино точно не человеческий?..
А вот в намёке на душу смысл есть: Пино постоянно демонстрирует свободу воли. У неё, в отличие от Игги и Кристевы, нет raison d'être. Она просто живёт.
››погрузиться‹‹

Что касается Прокси, то есть Винсента, за которым Рил следит не менее пристально, то и здесь её способности наблюдателя терпят поражение.
Ещё до того, как взяться за Пино, Рил столкнула Винсента с борта корабля. Видимо, то, каким образом он приземлился, дало ей основание записать у себя в дневнике: «Vincent is left-handed». Тогда, в начале «испытания бездельем» она, безусловно, была очень самоуверенной… Однако, Винсент оказался самым обыкновенным правшой.

Предположение:
Рил не просто так беспокоила леворукость своих попутчиков: в древности левши считались колдунами. Поэтому Рил так присматривалась к Винсенту…

праворукость Винсента

ЛЕОНАРД КОЭН В ДНЕВНИКЕ РИЛ

дневник Рил

Вместо оставленной в Ромдо электронной записной книжки Рил пользуется для записей простым бумажным блокнотом… Но в meditatio XVI он всё равно исчезнет, унесённый спасительным ветром.

Конечно, есть что-то пародийное в её «дорогой дневник, сегодня всё, как обычно», и вряд ли Рил сильно переживала, потеряв свои записи со схемами, логическими цепочками и попытками определить, кто такой Винсент, Прокси и «зачем это всё».

А может быть, потеря дневника стала платой за обретённую истину, которую «невозможно записать»? Своего рода цена за способность расслабиться, призвать ветер, насладиться красотой северного сияния.
В конце meditatio XVI Рил, Винсент и Пино становятся ближе друг к другу… И у Рил появляется более близкий собеседник, чем дневник.

Тем не менее, кроме обычных «полицейских» записей в дневнике Рил есть строки, похожие на стихи: «О ветре, который найдёт истину» и «О Земле Изобилия, осенённой светом истины».
Сама она сочиняла эти стихи или услышала где-то? Ведь «Земля Изобилия» – это песня Леонарда Коэна с его альбома 2001 года «Десять Новых Песен»…››погрузиться‹‹

РОЯЛЬ и ПИНО

Пино за пианино домадом-рояль
Пино за пианино в пещерерояль

Пино любит музыку – даже вне стен Ромдо она находит себе музыкальный инструмент ксилофон – тоже с клавишами. Она любила играть на пианино дома – для «папы». Она играла в meditatio I после первой встречи с Винсентом.
В meditatio XVII она нашла пианино в пещере и играла для «выродившихся» жителей погибшего города. А в видениях meditatio XX на рояль был похож дом, где Рил/Винсент прятала Пино.

Музыка выражает чистые эмоции, музыка противоположна рациональности, музыка помогает выразить или понять душу.
Так что автолейву-Пиноккио было очень легко обрести душу – Пино уже была «заражена» человечностью.

АРХЕТИПЫ ЮНГА

на корабле

ERGO PROXY В СВЕТЕ ЮНГИАНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Расстановка сил:

Главный герой Винсент Лоу – это сознательное «Я», пытающееся рационально разобраться во всей кутерьме событий.
Рил Мейер – это Анима (Анима – это женское начало, присутствующее в каждом мужчине).
Как и полагается, Винсент и Рил представляют собой практически полные противоположности, их отношения сложны и запутанны.
Винсент одновременно тянется к Рил и боится ее (собственно, это классические отношения «Я» и «Анимы»). Рил, соответственно, испытывает подобные же чувства.

Пино – архетип Ребенка. Архетип Ребенок несколько отличается от реальных детей, поэтому иногда Пино ведет себя весьма мудро, и в понимании происходящего превосходит и Винсента и Рил (как например в серии с двойниками).

Главный герой в образе Эрго ПроксиТень. «Тень» – это все темное, негативное, отрицаемое сознанием. Именно это отрицание наблюдается на протяжении первой половины сериала. Здесь показательно использование маски – герой не хочет узнавать в Эрго Прокси самого себя.

Смысл происходящего:

Главный герой пытается обрести целостность, сформировать конструктивные отношения с коллективным бессознательным, которое представлено архетипами. Не случайно одна из ключевых фраз сериала: «Разделенное должно стать единым».

С этой целью главный герой отправляется в путешествие, которое может символизировать путешествие внутрь самого себя.
Об этом в частности, свидетельствует тот момент когда Винсент находит, наконец, свои воспоминания на самом дне своего подсознания, однако они написаны языком бессознательного и его сознательное «Я» понять их не в силах.
Таким образом, аналитическая деятельность не приводит к положительному результату.

Достичь единства своих архетипических воплощений возможно только во взаимодействии с ними, как с относительно самостоятельными сущностями. Именно в опыте такого взаимодействия настоящая ценность и смысл путешествия.

Наиболее легко и безболезненно проходит принятие Пино, с Рил ситуация сложнее, но самым трудным является принять Тень (но при этом сохранить себя как «Я»).
Но, в конце концов, герою это удается, он обретает единство под аккомпанемент рушащегося Ромдо – своего прежнего мира, полного условностей и запретов, которые более не властны над героем.

СЮЖЕТ

разрушенный город Асура

Город-крепость, возвращение домой, поиски и самоубийство бога – в «Ergo Proxy» многократно воплотились все эти далеко не новые сюжеты.
Но ведь других – нет...

Хорхе Луис Борхес
«Четыре цикла»

Историй всего четыре. Одна, самая старая – об укрепленном городе, который штурмуют и обороняют герои. Защитники знают, что город обречен мечу и огню, а сопротивление бесполезно; самый прославленный из завоевателей, Ахилл, знает, что обречен погибнуть, не дожив до победы. Века принесли в сюжет элементы волшебства. Так, стали считать, что Елена, ради которой погибали армии, была прекрасным облаком, виденьем; призраком был и громадный пустотелый конь, укрывший ахейцев. Гомеру доведется пересказать эту легенду не первым; от поэта четырнадцатого века останется строка, пришедшая мне на память: «The borgh brittened and brent to brondes and askes» Данте Габриэль Россетти, вероятно, представит, что судьба Трои решилась уже в тот миг, когда Парис воспылал страстью к Елене; Йитс предпочтет мгновение, когда Леда сплетается с Богом, принявшим образ лебедя.
Вторая, связанная с первой, – о возвращении. Об Улиссе, после десяти лет скитаний по грозным морям и остановок на зачарованных островах приплывшем к родной Итаке, и о северных богах, вслед за уничтожением земли видящих, как она, зеленея и лучась, вновь восстает из моря, и находящих в траве шахматные фигуры, которыми сражались накануне.
Третья история – о поиске. Можно считать ее вариантом предыдущей. Это Ясон, плывущий за золотым руном, и тридцать персидских птиц, пересекающих горы и моря, чтобы увидеть лик своего бога – Симурга, который есть каждая из них и все они разом. В прошлом любое начинание завершалось удачей. Один герой похищал в итоге золотые яблоки, другому в итоге удавалось захватить Грааль. Теперь поиски обречены на провал. Капитан Ахав попадает в кита, но кит его все-таки уничтожает; героев Джеймса и Кафки может ждать только поражение. Мы так бедны отвагой и верой, что видим в счастливом конце лишь грубо сфабрикованное потворство массовым вкусам. Мы не способны верить в рай и еще меньше – в ад.
Последняя история – о самоубийстве бога. Атис во Фригии калечит и убивает себя; Один жертвует собой Одину, самому себе, девять дней вися на дереве, пригвожденный копьем; Христа распинают римские легионеры.
Историй всего четыре. И сколько бы времени нам ни осталось, мы будем пересказывать их – в том или ином виде.




‹‹‹ назад
вперёд ›››
‹‹‹ суммировать ›››