ВИЗУАЛЬНЫЕ ЦИТАТЫ
Четыре Советника, управляющих городом Ромдо, в башне Донова Мейера – это статуи, повторяющие работы Микеланджело Буонаротти (Капелла Медичи, Флоренция)… ››погрузиться‹‹
Статуи-советники воплощают в себе личности известных философов:
Статуи справа:
Статуи слева:
Рил Мейер
Есть предположение, что прообразом для Рил Мейер послужила Эми Ли – вокалистка американской рок-группы Evanescence.
meditatio I
Намёк на ТРИНИТИ из «Матрицы» – это и цитата, и противопоставление, и даже стёб.
››› 1: Тринити – возлюбленная Избранного/Нео.
Связь Рил с Винсентом/Эрго ещё сильнее: Рил не только «воскрешает его своей любовью» – она постоянно меняет его судьбу, «вмешиваясь» в самых критических ситуациях.
››› 2: Тринити – ассоциации с христианской Троицей.
Рил появляется в облике ангела, кроме того, Прокси постоянно сравнивают с богами или посланцами Бога.
››› 3: Тринити долго искала «ответ» и ещё до начала первой «Матрицы» освободилась из «мира лжи».
Рил отправляется в путешествие в поисках ответов – и готова любой ценой постичь истину, какой бы тяжёлой та не оказалась.
››› 4: Тринити – террористка и хакер.
Рил ближе к агенту Смиту, какое-то время она с упорством напавшей на след ищейки гоняется за Винсентом… с известным результатом.
››› 5: Цитируется кадр из того эпизода первой «Матрицы», в котором Тринити впервые начинает не убегать от агентов, но бороться с ними.
В первом эпизоде Рил целится и пытается убить… можно сказать, что саму себя.
meditatio I
С.М. Эйзенштейн «Броненосец Потемкин» (1925)
Из сцены расстрела карателями мирной толпы в Одессе 1905 года.
Насмерть раненная молодая мать, падая, нечаянно толкнула коляску. Со ступеньки на ступеньку вниз, ближе и ближе к волнам, непоправимо…
Кинокадр безвинной жертвы, чудовищной и бессмысленной, давно оторвался от конкретных исторических событий, его подсказавших, вырос в символ вселенской несправедливости и мирового зла, объял все расстрелы, расправы, бомбежки, обвалы, стихийные бедствия нашего трагического века. И его знают – помнят ли, видели ли или даже понятия не имеют ни о кинорежиссере Эйзенштейне, ни об Одессе, ни о «Потемкине»…
meditatio III
Винсент следует за Пино, пытаясь выбраться из лабиринта Ромдо тем же путём, которым пользуются автолейвы, инфицированные Когито – так начинается путешествие Винсента:
Алиса следует за кроликом – и с этого начинаются её приключения в сказке Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране чудес».
В англоязычных странах сказки Кэрролла занимают одно из первых мест по количеству упоминаний, цитат и ссылок, уступая лишь Библии и Шекспиру, самое известное из последних упоминаний «Белого Кролика» – в «Матрице» братьев Вачовски.
Но Пино в своём смешном костюмчике – не единственная из запутанных аллюзий и отсылок к сказкам Кэрролла
meditatio IV
Винсент в «мире, который снаружи»:
Сцена повторяет моменты пробуждения Нео в «капсуле» – и последующее спасение его из воды кораблём Морфеуса – а Худе со своей бритой головой также похож на Морфеуса.
«Дань уважения» «Матрице» – и цитата, подчёркивающая общее в ситуациях.
meditatio VI
Куин (Queen, Королева) – это предводитель беженцев, её корабль «Усаги» становится спасением для Винсента и Пино.
Внешне – по причёске (коса до пояса), облегающей одежде и общей «крутости» – она напоминает Лару Крофт, героиню видео-игр и комиксов «Tomb Raider».
meditatio VIII
Пино увлечённо читает книжку – это «Алиса в Стране чудес» Кэрролла
с иллюстрациями Джона Тенниела
«Страна чудес» открыта на сцене в Саду Роз:
Слева: Пятёрка и Семёрка Пик перекрашивают белые розы.
Справа: Алиса разговаривает с Червонной Королевой.
«Страна чудес» настолько узнаваемая книга, что иллюстрации любого художника были бы «в тему» – но почему Тенниел? И почему именно эти сцены?
Иллюстрации Джона Тенниела – признанная классика, это не только первый художник, нарисовавший Алису и героев книги, но – что немаловажно – это Художник, который работал в тесном контакте с Автором.
И как сказка Кэрролла, сначала принятая прохладно, со временем завоевала мировую популярность, так и «неправильные» рисунки Тенниела остаются «самыми точными» для этой книги. Возможно, потому что они больше, чем просто иллюстрации… ››погрузиться‹‹
Что касается конкретных сцен, то они соответствуют тому, что происходит в meditatio VIII ›››
- ››› Послушные «безмозглые» солдаты-карты – это солдаты города Halos (Haros), сражающиеся с автолейвами.
- ››› Кровожадная Червонная Королева, которая направо и налево отдаёт приказы «отрубить голову!!!» – указание на «Посланницу Лунного Света» жестокую Сенекис, убивающую всех, до кого доберётся.
- ››› Алиса (своего рода Джокер, «гость» посреди разыгравшейся пьесы и при этом главный герой этой пьесы) – это Винсент/Эрго Прокси.
meditatio VIII
«JOKER» – карта, которую в конце 8-го эпизода после гибели «Посланницы Лунного света» Прокси Сенекис, поднимает с пола Казкис Хауэр, «Посланник Света».
Рассыпанные карты связаны с «Алисой в стране чудес» Кэрролла (эту книжку читает Пино), сам «Джокер» – «Шут», пришедший в игральные карты из Таро (как считают многие исследователи и что, по всей видимости, близко к истине).
Игральный Джокер – фигура легендарная, легко узнаваемая и понятная во всём мире.
Подобная востребованность не удивительна: даже вне символики Таро Джокер изначально особая карта, которая может заменять любую другую карту в некоторых карточных играх (в особенности при игре в покер), либо некоторые заранее оговорённые карты, например, туза и др. (В последнем случае джокер иногда называют «болваном»).
Джокер вошёл в образную речь как «карта, которая бьёт любую карту», как «неожиданный поворот событий» или «удача в игре», в каком-то смысле Джокер – это deus ex machina, «бог из машины».
Следует обратить внимание, что в стандартной колоде игральных карт существует два Джокера (ещё один намёк на раздвоенность)… ››погрузиться‹‹
Винсент Лоу
Эрго Прокси
Винсент Валентайн – один из главных героев известной игры «Final Fantasy VII» (а также фильма «Advent Children» и игры «Dirge of Cerberus»). Речь идет, прежде всего, о внешнем сходстве:
Винсент Валентайн
Как и Винсент Лоу, Валентайн обычно пребывает в облике человека, но способен превращаться в монстра, причем «монстрических» форм у него не одна, а четыре. Одна из этих форм – Хаос, чье похожее на маску лицо опять-таки напоминает Эрго Прокси:
По поводу Хаоса следует заметить ещё кое-что немаловажное: в мире «Final Fantasy VII» он выступает своего рода проводником существа под названием Омега, чьё предназначение – сбор всей жизненной энергии планеты с последующей отправкой в иные края. Планета, соответственно, погибает. Таким образом, Хаос в определенной степени выступает, как и Эрго Прокси, предвестником конца света.
Также хотелось бы обратить внимание на сцену в meditatio IX,
где Винсент Лоу впервые осознает свое превращение в монстра:
он смотрит на свои руки, а видит лапы с когтями:
Аналогичная сцена есть в игре «Dirge of Cerberus», когда Валентайн
приходит в себя после смерти – и обнаруживает, что превратился в чудовище:
meditatio XIV
«Мёртвая» Рил в озере заброшенного города:
В meditatio XIV есть и другие намёки на образ Офелии:
во-первых, название супермаркета: «Ophelia».
Во-вторых, размышления «Безликого» Прокси-оборотня о том, как ему хочется любви – и его «доказательства» бессмысленности жизни. (Но сущность этого Прокси намного шире образа знаменитой шекспировской утопленницы)
meditatio XV
Показанные в рамках телевикторины кадры из «истории человечества» (в частности, «развитие инструментов» от кости – до космического корабля)
цитируют визуальный ряд из фильма Стенли Кубрика
«Космическая Одиссея 2001 года»… ››погрузиться‹‹
«…Потом настал век мамонтов – и появились наши предки.
Для того чтобы добывать еду, они начали размахивать костями,
которые были взяты из останков мёртвых животных.
Да, так появились инструменты»
фансаб: ©yHuKyM
«Может быть, это часть той кости, которую использовали предки?
Верно. Это такой инструмент – «финальный инструмент» человечества»
фансаб: ©yHuKyM
meditatio XVIII
Богоподобное всесильное создание Proxy One убивает Амнезию – андроида-автолейва, который хранил его воспоминания в подвале полуразрушенной башни среди руин Москвы.
Эти воспоминания – и есть личность Proxy One, который разделил своё «Я» на Винсента и Эрго-Прокси и стёр свою память, самоуничтожившись.
В фильме Ридли Скотта «Blade Runner» (Бегущий по лезвию / Живодёр)
Андроид-репликант модели «Nexus-6» со сверхчеловеческими способностями Рой Батти убивает Тайрелла, изобретателя «Nexus-6», который кроме особых способностей дал своим творениям всего 4 года жизни.
В meditatio XVIII представлена двойная инверсия идеи из вышеупомянутого эпизода «Бегущего по лезвию»: если Тайрелл является Богом-создателем для андроида Батти, то андроид Амнезия убит своим создателем-Богом Proxy One. Вместе с тем оба убийцы при своём всесилии находятся в подчинённом положении у своих жертв…
Не стоит забывать: прежде чем начать своё путешествие, Винсент Лоу работал в службе контроля и выслеживал в Ромдо заразившихся автолейвов – то есть, по сути, был Blade Runner'ом, охотником за роботами, которые не желают оставаться рабами.
Продолжать можно бесконечно, но одно несомненно: эта не цитата «для красоты», а sapienti sat для тех, кто имел удовольствие видеть – и оценить «Бегущего по лезвию»…››погрузиться‹‹
meditatio XIX
«Smile Land» – город-купол, мимо которого
Винсент, Рил и Пино проезжали на обратном пути в Ромдо:
«Disneyland» в Токио:
«Вечное веселье» на улицах «Страны улыбок»:
«Вечный праздник» в Диснейленде:
Прокси Will B. Good – создатель и защитник «Страны Улыбок»:
Уолт Дисней, создатель Диснейленда
(и бóльшей части его персонажей):
meditatio XIX
meditatio XIX
meditatio XIX
meditatio XIX
meditatio XX
Врубель «Демон сидящий» (1890)
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Этот образ, во многом навеянный поэмой Лермонтова и оказавшийся необыкновенно созвучным наступающей эпохе символизма, был задуман Врубелем еще во время его работы в Киеве. Удивительно – занятия иконописью словно подвигли художника на разработку богоборческого сюжета. Но подобные парадоксы были в духе времени.
Переселившись в Москву, Врубель обосновался в доме Саввы Мамонтова и вплотную занялся картиной. Мамонтов предоставил ему для этого собственную студию. Свое отношение к тому, что он пишет, художник выразил в одном из писем к отцу: «Демон, – настаивал он, – дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, при всем этом дух властный, величавый».
В эту картину был влюблен А. Блок, назвавший ее «символом нашего времени». Он же усмотрел в колористических соцветьях полотна полную аналогию лермонтовскому: «Он был похож на вечер ясный – Ни день, ни ночь, ни мрак, ни свет».
meditatio XXI
Глава отдела по управлению автолейвами – начальник Винсента. Он появился в первых эпизодах – а в последних занят уничтожением автолейвов.
Вместе со своими людьми, спасает Рил от взбесившегося робота:
Он дважды пытался поймать Пино – и таким образом, добиться повышения.
И он, очевидно, очень любит «охотиться на Когито» – то есть уничтожать автолейвов, которые стали бесполезны и даже опасны после того, как осознали собственное существование…
Адольф Гитлер – вождь (фюрер) Национал-социалистической немецкой рабочей партии с 1921 года, рейхсканцлер национал-социалистической Германии c 1933 года, верховный главнокомандующий вооружёнными силами Германии во Второй мировой войне.
meditatio XXI
Обезумевший начальник, которого Рил встречает в разрушающемся Ромдо, внешне очень сильно напоминает Зорга из фильма «Пятый Элемент». Впрочем, есть некоторые схожие черты в характере: например, очень спокойное отношение к гибели большого числа людей. Такие мелочи…
meditatio XXII
Поза каноническая – кто только не обозревал свой город с максимально высокой точки! Например, Бэтмен:
Но не только супергерои американских комиксов предпочитают башни, шпили и прочие столбы – японские герои также предпочитают вертикаль, например, Драконы из «Х/1999» CLAMP:
И это вполне объяснимо: герои аниме нередко выполняют функции ками (охранительные либо карательные) или вообще являются «полубогами».
А «настоящие» синтоистские божества имели обыкновение «усаживаться» на некоторый вертикально стоящий природный объект. Это могла быть гора, или же её заменитель – камень, или вершина дерева.
Дело в том, что с вершины можно обозревать окрестности: по принципу «что вижу – то моё» – а для привязанных к конкретной местности синтоистских ками это было очень важно.
meditatio XXII
Рил-2, созданная Дедалом взамен первой Рил:
Рил-2 не расстаётся с клубком красных ниток – словно Ариадна, влюблённая в Тесея.
В древнегреческой мифологии Ариадна – дочь критского царя Миноса и Пасифаи. Когда Тесей решился убить минотавра, он получил от любившей его Ариадны клубок ниток, выведший его из лабиринта, где обитал минотавр (нить научил ее применять Дедал).
В «Ergo Proxy» Рил-2 – это инверсия Ариадны: влюблённая в чудовище (Эрго Прокси), она убивает Тесея (Рауля Крида), который стремится это чудовище уничтожить.
При этом хотя Рил-2 была создана Дедалом, чтобы стать для него «путеводной нитью», выводящей из лабиринта, она стала (вернее, попыталась стать) спасением для «минотавра».
Cимвол-загадка «Ergo Proxy» – амулет Винсента:
Этот же знак повторяется в meditatio XXI –
как выход из убежища, где Винсент спрятал свой корабль:
Амулет, который связывал иммигранта Винсента с прошлым, впоследствии оказывается ключом к секретным комнатам, к подлинной памяти, а также к тайнам Прокси.
«Ключ» во всех возможных смыслах, и оттого, как у каждого «простого» знака, у него может быть несколько расшифровок.
РАСШИФРОВКА ОТ СОЗДАТЕЛЕЙ ERGO PROXY
На сайте студии есть функция обратной связи, с помощью которой, хотя нисколько и не надеясь на успех, goodwinnihon (переводчик с японского и консультант ergo proxy sum) решил полюбопытствовать о прототипе для формы амулета-ключа Винсента.
Ответ, на удивление, пришел и, на удивление, быстро:
"ビンスのペンダントですが、人類が環境破壊によって汚染された地球から脱出する際、使用した宇宙船がモチーフになっております。
*三話にその宇宙船が宇宙に飛び立っていく場面が出てきています。"
«Мотивом для амулета Винсента послужила форма космического корабля, на котором человечество сбежало с охваченной экологическим кризисом Земли.
*В третьем эпизоде есть сцена, изображающая взлет этого корабля».
...Тогда, опять же, материализуется вопрос о том, что послужило мотивом для формы самого космического ковчега...
РАСШИФРОВКА ОТ mixajlik
Ключ Винсента – это намёк на башню в Ромдо, на вершине которой располагался самый главный демон. Ключ вернул его назад, ответ был перед носом.
АСТРОНОМИЧЕСКИЙ СИМВОЛ
Символ планеты Нептун – стилизированный трезубец, символ морского бога Нептуна.
Нептун – восьмая по удалённости от Солнца планета Солнечной системы. Планета была открыта в 1846 году и названа по имени бога морей в римской мифологии.
Это очень компактная газовая планета (плотность 1,64 г/см³) доминирует благодаря своей большой массе (17×Земли) над всей внешней солнечной системой и влияет на орбиты многих тел меньшего размера таких как Плутон и транснептуновые объекты.
ГРЕЧЕСКАЯ БУКВА «ПСИ»
Ψ, ψ (пси) – 23-я буква греческого алфавита. В системе греческой алфавитной записи чисел имеет числовое значение «700».
От буквы «пси» произошла одноименная кириллическая буква «пси», ныне используемая только в церковнославянском языке. В древнейших вариантах греческого алфавита буквы Ψ не было.
Кроме как в физике и математике буквы Ψ или ψ часто используют как символ психологии.
РУНА «ALGIZ» / «ЗАЩИТА»
Этот знак в скандинавских рунах переводится как «лось» (Algiz / Elhaz).
Алгиз совмещает в себе «охранный знак» и символ Мирового Древа. Часто – покровительство божеств, высших сил и одновременно призыв такой помощи. А также общность людей, объединённых идеей или верой.
МИРОВОЕ ДРЕВО
Мировое древо, Arbor Mundi – центр и ось мироздания, олицетворяет в себе единство всего мира. Это модель вселенной и человека, где для каждого существа, предмета или явления есть своё место. Это также посредник между мирами – своеобразная дорога, мост, лестница, по которой можно перейти в потусторонний мир или в мир богов. О древе жизни в мире создано множество легенд, сказок, этот символ нашёл отображение в орнаментике многих народов.
Каждая часть Мирового Древа определяется в нем особым набором признаков, образующих либо бинарные семантические оппозиции, такие как «верх – низ», «небо – земля», либо градуальные серии, например, «прошлое – настоящее – будущее», «небесное царство – земной мир – подземное царство». Близкими символами являются Мировая Гора, Мировой Столп, Ось Мира и ряд других.
Чаще всего вертикальная структура Мирового древа троична, это верхушка кроны, ствол с ветвями и корень.
ДРЕВО ПОЗНАНИЯ
С Древом Мира часто сравнивают или совмещают Древо Познания – библейское древо Добра и Зла, плоды с которого послужили причиной изгнания из Рая Адама и Евы и, соответственно, зарождения человечества.
По своей форме знак-ключ близок с этим образом.
meditatio XVIII
Когда путешественники достигли города Моско и Винсент почти вплотную приблизился к разгадке своего «Я» появляется другой знак – обратный, словно бы отображение Знака-Ключа.
У этого знака-символа тоже несколько трактовок.
ПАЦИФИК
Пацифик – изначально символ мира. Представляет собой компиляцию букв «N» и «D» семафорной азбуки, заключённую в окружность.
Символ был создан Джеральдом Холтом в 1958 году. Использовался движением «За ядерное разоружение».
В 60-х годах XX века символ стал активно использоваться хиппи, часто сопровождаясь лозунгом: «Make love, not war», в результате чего стал ассоциироваться с этим движением.
РУНА «ЧЕРНОБОГ»
В условном (не подтверждённом историками, но используемом «неоязычниками») славянском руническом письме этот знак противостоит руне «Мир». Руна «Чернобог» представляет силы, стремящие мир к Хаосу. Магическое содержание руны: разрушение старых связей, прорыв магического круга, выход из любой замкнутой системы.
В божественном плане руна Чернобога представляет бога-трикстера, Бога-Шута и Бога-Паяца, извечно сражающегося со Стражем Порядка и извечно нарушающего определенные богами Порядка границы.
В отношении человека руна Чернобога представляет тот архетип юнгианского бессознательного, который называют Тенью.
Впрочем, чтение руны прямой и перевёрнутой по-разному сформировалось под влиянием карточных гаданий и таро. Бросать руны – это не карты выкладывать: руна может лечь под каким угодно углом и понимай как знаешь, прямая она или перевёрнутая, «Чернобог» или «Мир».
|