‹‹‹ вынырнуть
вперёд ›››
‹‹‹ суммировать ›››

BLADE RUNNER

Рой Батти и Тайрелл

Бегущий по лезвию


Сюжет «Бегущего по лезвию»


Трактовка «Blade Runner»



БЕГУЩИЙ ПО ЛЕЗВИЮ

1982, режиссёр: Ридли Скотт.
Экранизация романа «Мечтают ли андроиды об электроовцах?» Филипа Дика.

Несмотря на то, что фильм не был принят после своего первого выпуска и провалился в прокате, со временем он стал культовым. И сейчас входит в тройку лучших фантастических фильмов, когда либо снятых. Он был определен как один из наиболее значимых фильмов XX столетия Британским институтом кино и Американской киноакадемией.

После выхода фильма Филип Дик заявил, что получившийся фильм – это именно то, что он визуально представлял себе при написании романа. Однако Ридли Скотт сказал, что никогда не читал исходного романа.

На DVD в 1997 году вышла «режиссёрская» версия фильма, с дополнительными материалами и иначе смонтированная.

СЮЖЕТ «БЕГУЩЕГО ПО ЛЕЗВИЮ»

Лос-Анджелес, ноябрь 2019 года. Рика Декарда (Харрисон Форд), охотника за репликантами (киборгами, искусственными людьми), вызывают из отпуска в связи с опаснейшим случаем побега репликантов модели «Nexus-6». Уже серьёзно ранен один блейд-раннер.

Группа беглецов состоит из командира боевого отряда Роя Батти (Рутгер Хауэр), солдата Леона (Брайон Джеймс), проститутки-убийцы Зоры (Джоана Кессиди) и «базовой модели для удовольствия» Прис (Дэрил Ханна).
Босс Декарда Браянт рассказывает ему о подробностях, в частности о том, что срок жизни модели «Nexus-6» составляет 4 года, и даёт ему напарника Гаффа.

Декард отправляется в компанию «Tyrell Corporation», где производят репликантов, чтобы узнать, работает ли тест Войта-Кампффа (некий аналог теста Тьюринга и полиграфа, помогающий отличить репликанта от человека, придуман Филипом Диком, впервые упоминается в романе «Мечтают ли андроиды об электроовцах?» ) на модели «Nexus-6». Здесь Декард знакомится с молодой секретаршей Тайрелла Рейчел (Шон Янг) и выясняет, что она – экспериментальный репликант с имплантированной памятью и эмоциональностью как у человека.

Декард проводит расследование. Он планомерно вычисляет и уничтожает Зору и Леона. Тем временем Рой Батти тоже не дремлет. Он проникает в обиталище изобретателя Тайрелла. Роя Бэтти движет только одна цель – он хочет продлить свою жизнь.

Роя сводит с ума то, что ему, кому дано больше способностей, чем иному человеку, отмеряна столь короткая жизнь. Он надеется, что Тайрелл способен что-то изменить. Но Тайрелл бессилен, ибо краткость века репликанта определена еще при его создании.
«Вы горите ярче и сгораете быстрее», говорит Рою Тайрелл. Потерявший надежду Рой убивает своего создателя.

Наконец, Декард вычисляет убежище Прис и Роя. Прис погибает первой. Рой, потерявший подругу, единственное близкое существо, к которому он испытывает любовь, не собирается сдаваться Декарду без боя. По физической силе и боевым навыкам Рой намного превосходит Декарда и, несмотря на то, что процесс умирания андроида уже запущен, Рой ранит своего преследователя. Охотник и жертва меняются ролями. Декард не может больше преследовать Роя. Все, что он может, это попытаться спасти свою жизнь. Рой же, кажется, просто забавляется над попытками Декарда спастись.

Пытаясь уйти от Роя, Декард совершает прыжок с одного здания на другое, он немного не рассчитал и начинает соскальзывать в бездну. Декард висит на одной руке над пропастью, наступило последнее мгновение его жизни… Но неожиданно Рой спасает Декарда – железной рукой он вытаскивает Бегущего по лезвию.
Рой, репликант, созданный для убийства, столь сильно ценил человеческую жизнь, в которой самому ему было отказано, что в последнее свое мгновение решил сохранить жизнь человека, который хотел его убить. Спася Декарда, Рой умирает.

ТРАКТОВКА «BLADE RUNNER»

BLADE RUNNER – это, в буквальном переводе, «живодер», «убойщик».

«Бегущий по лезвию» – это фильм именно об убийце. Рик Декард – профессионалный охотник на сбежавших андроидов-репликантов. Он – сдерживающий фактор, не позволяющий роботам использовать дарованное им сознание и свободу воли.

Давняя проблема теологов – зачем Бог дал человеку возможность выбирать между добром и злом? – преображается в «Бегущем...»: здесь творцом является не Бог, а человек.
И его творения, наделенные разумом и волей, лишены необходимости решать эту проблему. Они сознают, что ничем не уступают человеку, их сотворившему - за одним исключением.

Срок жизни репликанта короче людского. Андроидов, как и людей, волнует проблема бессмертия... И, как человек обвиняет Бога в неизбежности своей смерти, так и андроид обвиняет своего создателя Тирелла в том же самом.

Не просто сходность, но идентичность андроида и человека просматривается и в том, что охотник Рик Декард и андроид Рэйчел влюбляются друг в друга, и в том, что Декард обнаруживает у себя «наведенные» воспоминания (этот эпизод присутствует только в режиссерской версии фильма) – и, следовательно, также является репликантом.

Наиболее сильный в этом отношении момент фильма – когда андроид, блистательно сыгранный Рутгером Хауэром, из мстителя превращается в спасителя.
Аллюзии усиливает то, что режиссер придает герою Хауэра стигмат Христа – руку, пробитую гвоздем. И именно этой рукой андроид вытаскивает Декарда из-за края небоскреба...

Диалектическая спираль совершила полный виток. Творение человека повторило величайший поступок творения Бога, подчеркнув в который раз, что в этом мире нет совершенства – а раз так, то поступки бессмертных приходится совершать смертным...
Может быть именно в этом и заключается победа над смертью?

Ресурсы:





‹‹‹ вынырнуть
вперёд ›››
‹‹‹ суммировать ›››