‹‹‹ вынырнуть
вперёд ›››
‹‹‹ суммировать ›››
космический корабль

«КОСМИЧЕСКАЯ ОДИССЕЯ 2001 ГОДА»

2001: A Space Odyssey


Сюжет фильма



2001: A SPACE ODYSSEY

«Космическая одиссея 2001 года» – культовый кинофильм режиссёра Стэнли Кубрика 1968 года, оказавший огромное влияние на развитие кинофантастики и представляющий собой один из наиболее визуально интересных фильмов мирового кинематографа.
Фильм получил премию «Оскар» за лучшие визуальные эффекты, ещё 10 других наград и 6 номинаций.
Сценарий Кубрик писал вместе с Артуром Кларком, который впоследсткии написал на основе фильма тетралогию «Космическая одиссея».

«Космическая одиссея 2001» проводит зрителя через всю историю человечества – от каменного века к звёздной эре, недостижимой пока и манящей цели.

Фильм рассматривает интеллект как границу между животным и человеком и задаёт вопрос: а какой будет следующая граница, и что будет за ней?

«Одиссея» при этом, как и другие фильмы Кубрика, полна элементами сюрреализма и пронизана едкой сатирой и иронией над человеком.

Гуманизм и величие творений человека в этой ленте сочетаются с технологическим тупиком и кризисом развития, при котором люди гибнут от подозрительности и недоверия к созданным ими же машинам.

Фильм прежде всего ценен своим визуальным рядом. По композиции кадра, работе камеры, цветовому оформлению и спецэффектам фильм не имел себе равных на момент создания и по сей день считается одним из самых визуально интересных фильмов мирового кинематографа. Кинокритики охарактеризовали этот фильм как «монтаж впечатлений».
На фоне классической музыки перед зрителем проходит целая череда завораживающих комбинированных съёмок, подчёркивающих красоту Вселенной и совершенство созидательного гения человека. Музыка (в основном это Штраус, вальс «На прекрасном голубом Дунае») органично дополняет величественные и неторопливые движения космических кораблей и небесных тел.

СЮЖЕТ ФИЛЬМА

Сюжет «Космической Одиссеи» построен вокруг иноземных артефактов, названных «монолитами». Первый из них на заре человечества прибыл на Землю и научил древних обезьянообразных людей пользоваться инструментами. Позднее он был найден земными археологами. Он имел правильную форму параллелепипеда с соотношением сторон 1:4:9 (1х1:2х2:3х3), абсолютно чёрный цвет и не поддавался воздействию никаких инструментов и излучений.

Когда технологии людей в конце XX века достигли возможности посещения Луны, на Луне был обнаружен второй такой же «монолит» (отличающийся лишь размерами), погребённый под толщей лунного грунта в центре магнитной аномалии TMA-1. Он находился под поверхностью Луны, и когда его попытались извлечь, в лучах Солнца он неожиданно послал мощный сигнал во внешний космос.

Чтобы исследовать этот «монолит», было решено использовать готовящуюся экспедицию «Discovery One» по исследованию кольца и спутников Сатурна.

Так как к тому времени люди ещё не совершали столь длительные перелёты, то было решено ввести команду исследователей в состояние анабиоза, а полёт доверить трём членам экипажа – двум пилотам НАСА и новейшему компьютеру с искусственным интеллектом HAL 9000. Однако помимо логических построений, в алгоритмы работы HAL 9000 были привнесены и имитации человеческих эмоций, а также жёсткие инструкции об истинной цели экспедиции со стороны военных, что и предопределило трагический исход экспедиции.

HAL 9000, испытывая необъяснимые затруднения в сокрытии истинной цели экспедиции (о «монолите» никто из экипажа не должен был узнать до тех пор, пока «Дискавери» не достигнет его), сначала отключил системы жизнеобеспечения ученых, а затем начал одного за другим убивать членов экипажа. Лишь один из них выжил — Дэйв Боумэн, он смог деактивировать HAL 9000 и достичь Юпитера. Там ему была объяснена истинная цель экспедиции – третий «монолит», но когда попытался обследовать его, то был унесён «за бесконечность» (так называется последняя глава фильма, «Beyond the Infinite»). Боумэн перенёсся в странную комнату, где он с огромной скоростью постарел. А на его смертном одре четвёртый «монолит» превратил Боумэна в «дитя звёзд».

Ресурсы:





‹‹‹ вынырнуть
вперёд ›››
‹‹‹ суммировать ›››