КАПЕЛЛА МЕДИЧИВ 1516 папа Лев X Медичи поручил Микеланджело разработать проект фасада церкви Сан-Лоренцо во Флоренции, построенной в 15 в. Брунеллески. Микеланджело хотел сделать фасад этой приходской церкви рода Медичи «зеркалом всей Италии», но работы были прекращены из-за недостатка средств. В 1520 кардинал Джулио Медичи, будущий папа Климент VII, поручил Микеланджело превратить Новую сакристию церкви Сан-Лоренцо в грандиозную усыпальницу рода Медичи. Работа над этим проектом, прерванная восстанием против Медичи 1527-30 (Микеланджело был одним из руководителей трехлетней обороны осажденной Флоренции), не была завершена к моменту отъезда Микеланджело в Рим в 1534; выполненные им статуи были установлены только в 1546. Капелла Медичи – сложный архитектурно-скульптурный ансамбль, образное содержание которого породило различные толкования. Строгое и ясное оформление интерьера построено на контрасте белой стены и темно-серых архитектурных членений. Мастер создает идеальное пространство для скульптуры, но он не выделяет ее, а вписывает в общую структуру интерьера. Гробницы Лоренцо и Джулиано Медичи, хотя и свободно развернуты в пространстве, врастают в архитектуру, являя собой пример подлинного синтеза. При всей кажущейся простоте, капелла Медичи – это сложнейший художественный организм, состоящий из тончайших связей и контрастов, объединенных строгой художественной логикой. Статуи герцогов Лоренцо и Джулиано Медичи, сидящих в неглубоких нишах на фоне архитектурной антикизированной декорации и облаченных в доспехи римских императоров, лишены портретного сходства и, возможно, символизируют Жизнь деятельную и Жизнь созерцательную. С графически легкими очертаниями саркофага контрастирует пластическая мощь огромных статуй Дня и Ночи, Утра и Вечера, лежащих на покатых крышках саркофага в мучительно-неудобных позах, как бы готовых соскользнуть с них. Современники высоко оценили это произведение. Как известно, фигуры герцогов фланкированы фигурами «Утра» и «Вечера», «Дня» и «Ночи». Именно эти статуи вызывали особое восхищение. Когда был открыт доступ в капеллу, поэтами было сочинено около ста сонетов. Наиболее известны строки Джованни Строцци – и ответ на них Микеланджело: Отрадно спать – отрадней камнем быть. О, в этот век – преступный и постыдный – Не жить, не чувствовать – удел завидный... Прошу: молчи – не смей меня будить. (Пер. Ф. И. Тютчева) Ресурсы: |