‹‹‹ вынырнуть
вперёд ›››
‹‹‹ суммировать ›››
Название 13-й серии

meditatio XIII

Когнитивный диссонанс


Серия из «Коломбо»


Сюжет «Коломбо»


The Long Way Home


Tom Waits «Long Way Home»



КОГНИТИВНЫЙ ДИССОНАНС


Когнитивный диссонанс – состояние, характеризующееся столкновением в сознании индивида противоречивых знаний, убеждений, поведенческих установок относительно некоторого объекта или явления.

Теория когнитивного диссонанса – одна из «теорий соответствия», основывающихся на приписывании личности стремления к связному и упорядоченному восприятию своего отношения к миру. Понятие «когнитивный диссонанс» впервые введено учеником Курта Левина Леоном Фестингером в 1956 году для объяснения изменений мнений, убеждений как способа устранения смысловых конфликтных ситуаций.

В теории когнитивного диссонанса логически противоречивым знаниям об одном и том же предмете приписывается статус мотивации, призванной обеспечить устранение возникающего при столкновении с противоречиями чувства дискомфорта за счёт изменения существовавших знаний или социальных установок.
Считается, что существует комплекс знаний об объектах и людях, названный когнитивной системой, который может быть разной степени сложности, согласованности и взаимосвязанности. При этом сложность когнитивной системы зависит от количества и разнообразия включенных в неё знаний.

По классическому определению Л. Фестингера, когнитивный диссонанс – это несоответствие между двумя когнитивными элементами (когнициями) – мыслями, опытом, информацией и т. д. – при котором отрицание одного элемента вытекает из существования другого, и связанное с этим несоответствием ощущение дискомфорта, иначе говоря, чувство дискомфорта возникает при столкновении в сознании логически противоречивых знаний об одном и том же явлении, событии, объекте.

Теория когнитивного диссонанса характеризует способы устранения или сглаживания этих противоречий и описывает то, как это делает человек в типичных случаях.

СЕРИЯ из «КОЛОМБО»


構想の死角 (Kōsō no Shikaku) или «Conceptual Blindspot» – японское название для серии первого сезона телесериала «Коломбо».
Оригинальное название серии: «Murder by the Book» («Убийство по книге»), она вышла на экраны в 1971 году в составе первого сезона сериала.

«Коломбо» (английское оригинальное название Columbo; вариант названия в российском показе Его зовут Коломбо) – американский детективный сериал, созданный Ричардом Левинсоном и Вильямом Линком.
Фильм-пилот вышел в эфир в 1968 году; как регулярный сериал снимался в 1971-1978 гг. (44 эпизода из 69) и после перерыва в 1989-2003 гг.
В заглавной роли лейтенанта Коломбо, детектива лос-анджелесской полиции по делам убийств, бессменно снимался Питер Фальк.

Образ Коломбо, по признанию авторов, навеян образами архетипных следователей мировой литературы: Порфирия Петровича («Преступление и наказание», Ф. М. Достоевского), отца Брауна (Г. К. Честертона), – а также детектива Альфреда Фише из выдержанного в хичкоковском духе киносаспенса «Дьяволицы» («Les Diaboliques», 1955, Франция).

СЮЖЕТ СЕРИАЛА «COLOMBO»


В большинстве эпизодов сериала, зрители видят как преступление разворачивается и знают точно, кто его совершил и как это было сделано; главной загадкой для зрителей становится то, каким образом Коломбо удастся вычислить убийцу. Это позволяет рассматривать историю с точки зрения преступника, а не следователя, как это обычно бывает в детективах; фактически, в некоторых эпизодах Коломбо не появляется в течение первых 30 минут, во время которых отображается сложная структура преступления и его предыстория.

Лейтенант по фамилии Коломбо (его имя так ни разу и не упоминается на протяжении всего сериала) на первый взгляд неуклюжий простак, стареющий неудачник в мешковатой одежде, с неловкими манерами и походкой. Он любит по-стариковски потолковать «за жизнь» со встречными, восхищенно и искренне подивиться всему, что несвойственно быту скромного обывателя. Однако за этой внешностью стоят острый ум, наблюдательность, бесстрашие, упорство и, главное, глубокое неприятие всего преступного по духу: жестокости, лжи, коварства, жадности.

Коломбо-детектив берётся за самые изощрённые преступления – хорошо продуманные, хладнокровно исполненные, где, по замыслу преступника, уничтожены доказательства или сфабрикованы ложные улики против невиновных. Ему часто противостоят злоумышленники из высшего света: богатые, влиятельные, защищенные адвокатами. Нередко «идеальные» убийства оказываются подготовлены людьми, обладающими специальными, а то и уникальными навыками.

Метод Коломбо – не упустить детали, почувствовать пусть малейшее несовпадение обстоятельств, просчитать замысел преступника, а потом подвести его к саморазоблачению. Лейтенант может навеять подозреваемому ощущение безопасности, а потом разбить его покой мимолётным замечанием, посвящением в ход размышлений или даже прямым обвинением – заставив нервничать, совершать ошибки. Одновременно он тщательно изучает всё, что может относиться к преступлению. Момент истины настает обычно, когда преступник предпринимает какой-либо решительный шаг, не догадываясь, что уже идёт в ловушку. Нередко в роли жертвы-приманки, не считаясь ни с каким риском для жизни, выступает сам Коломбо: соблазн убить неотступного копа и разом покончить с угрозой разоблачения подводит антигероев одного за другим.

LONG WAY HOME


«The Long Way Home» – документальный фильм Марка Джонатана Харриса 1997 года, повествующей о судьбе евреев в годы II Мировой войны и образовании государства Израиль.

«The Long Way Home» – телефильм, снятый Гленном Джорданом в 1998 году, с Джеком Леммоном (известный американский актёр, у нас его знают по фильму «Большие Гонки» и «В джазе только девушки», где он сыграл «Дафну»).

«Long Way Home» – альбом исполнителя и автора песен Джинни Оуэна 2006 в жанре христианской песни.

«Long Way Home» – альбом исполнителя и автора кантри-песен Троя Цезаря-Дэйли 2002 года.

«Long Way Home» – песня Дона Хенли с его альбома 1982 года «I Can't Stand Still» (Дон Хенли – кантри-рок музыкант, один из основателей группы «The Eagles»).

«Long Way Home» – песня альтернативного рок-музыканта Соула Асилума с его альбома 1986 года «Made to Be Broken».

«Long Way Home» – песня Тома Уэйтса с саундтрека 2001 года «Big Bad Love». Потом эту композицию исполнила Нора Джонс на своём альбоме 2004 года «Feels like Home». (Нора Джонс – это американская джазовая певица индийского происхождения, дочь Рави Шанкара. Том Уэйтс – это Том Уэйтс).

«Long Way Home» – песня панк-рок группы The Offspring с их альбома 2003 года «Splinter».

«The Long Way Home» – название первого выпуска 8-й серии комиксов «Баффи – Охотница на вампиров».

«Long Way Home» – роман Алана Эберта и Джанис Ротштейн.

«Take the Long Way Home» – песня 1978 года британской прогрессив-рок-группы Supertramp.

«The Long Way Home» – научно-фантастический роман Пола Андерсона 1955 года.

TOM WAITS «Long Way Home»


Well I stumbled in the darkness
I'm lost and alone
Though I said I'd go before us
And show the way back home
There a light up ahead
I can't hold onto her arm
Forgive me pretty baby but I always take the long way home

Money's just something you throw
Off the back of a train
Got a handful of lightening
A hat full of rain
And I know that I said
I'd never do it again
And I love you pretty baby but I always take the long way home

I put food on the table
And roof overhead
But I'd trade it all tomorrow
For The highway instead
Watch your back if I should tell you
Loves the only thing I've ever known
One thing for sure pretty baby I always take the long way home

You know I love you baby
More than the whole wide world
You are my woman
I know you are my pearl
Let's go out past the party lights
We can finally be alone
Come with me and we can take the long way home
Come with me, together we can take the long way home
Come with me, together we can take the long way home

Ресурсы:






‹‹‹ вынырнуть
вперёд ›››
‹‹‹ суммировать ›››