‹‹‹ вынырнуть
вперёд ›››
‹‹‹ суммировать ›››
Название 4-й серии

meditatio IV

Футуризм – направление в искусстве


Новый человек футуристов


Литература футуристов


Изобразительное искусство футуристов


Русские футуристы


Футорология


Предсказания футурологов



ФУТУРИЗМ – НАПРАВЛЕНИЕ В ИСКУССТВЕ


Футуризм (от итальянского futurismo / лaт. futurum – «будущее») – особое модернистское художественно течение в европейском искусстве 1910-1920-х годов.

Футуризм зародился в Италии. Лидером и идеологом движения был литератор Филиппо Маринетти (Наиболее известная поэма «Красный сахар»), среди основоположников выделяют скульптора и живописца Уго Боччони, живописцев Карло Карра, Джино Северини, Джакомо Балла.
20 февраля 1909 г. в газете «Фигаро» появилась статья Маринетти «Манифест футуризма». Манифест был написан для молодых итальянских художников: «Самые старые среди нас — тридцатилетние, за 10 лет мы должны выполнить свою задачу, пока не придет новое поколение и не выбросит нас в корзину для мусора…»

Само название «футуризм» подразумевает культ будущего и дискриминацию прошлого вместе с настоящим. В манифесте Маринетти провозглашается «телеграфный стиль», что, в частности положило начало еще и минимализму.

В своем стремлении создать «искусство будущего», футуристы встали в позу отрицания традиционной культуры с ее нравственными и художественными ценностями. Ими был провозглашен культ машинной урбанизированной цивилизации – больших мегаполисов, высоких скоростей, движения, силы и энергии.
Любимой темой футуристов стало достижения техники и прогресс. Для них новая техника делает другим человека и его жизнь, а для этого требуется изменение методов искусства.
Провозглашается пафос разрушения и взрыва. Воспеваются войны и революции, как омолаживающая сила одряхлевшего мира. Можно рассматривать футуризм как своеобразный сплав ницшеанства и манифеста коммунистической партии.

ФУТУРИЗМ – КОНЦЕПЦИЯ НОВОГО ЧЕЛОВЕКА


В футуристическом манифесте «Искусство механизмов» говорится о двух ипостасях идеала нового человека:
– это либо человек- робот, функционер, безликий винтик в механизме окружающего его мира и общества,
– либо личность, воплощающая идею сверхчеловека.
(Футурист Мафарка – излюбленный герой Маринетти – вымышленный восточный властитель, площадной, вульгарно сниженный вариант ницшеанского Заратустры, представляющий в сущности ту же машину, но только биологически совершенную).

ФУТУРИЗМ – НАПРАВЛЕНИЕ В ЛИТЕРАТУРЕ


Футуристы стремились в своей поэзии к «заумности», насилию над лексикой и синтаксисом, как это видно на примере раннего творчества Маяковского.

Для футуризма характерны:
отказ от традиционной грамматики, право поэта на свою орфографию, словотворчество, скорость, ритм – словом, все сиюминутные достижения цивилизации, упоенной техническим прогрессом. Мотоцикл объявлен более совершенным творением нежели скульптуры Микеланджело.

ФУТУРИЗМ – НАПРАВЛЕНИЕ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ


Первая выставка художников-футуристов состоялась в Париже в 1912 г.. Свои картины они посвящали поезду, автомобилю, самолётам.
Маринетти как-то сказал: «Жар, исходящий от куска дерева или железа, нас волнует больше, чем улыбка и слезы женщины», «Новое искусство может быть только насилием, жестокостью».

Baжнoй xyдoжecтвeннoй идeeй фyтypизмa cтaл пoиcк плacтичecкoгo выpaжeния cтpeмитeльнocти движeния кaк ocнoвнoгo пpизнaкa тeмпa coвpeмeннoй жизни.
Футуризм имеет некоторые родственные черты с кубизмом и экспрессионизмом. Используя пересечения, сдвиги, наезды и наплывы форм художники пытались выразить дробящуюся множественность впечатлений современного им человека, городского жителя.

По мнению футуристов, динамика движения должна прийти на смену статике позирующих скульптур, картин и портретов. Фотоаппарат и кинокамера заменят несовершенство живописи и глаза.

ФУТУРИЗМ В РОССИИ


Pyccкaя вepcия фyтypизмa нocилa нaзвaниe кyбoфyтypизм и былa ocнoвaнa нa coeдинeнии плacтичecкиx пpинципoв фpaнцyзcкoгo кyбизмa и eвpoпeйcкиx oбщeэcтeтичecкиx ycтaнoвoк фyтypизмa.

В России первыми футуристами стали художники братья Бурлюки. Давид Бурлюк — основатель в своем имении колонии футуристов «Гилея». Ему удается сплотить вокруг себя самые разные, яркие индивидуальности. Маяковский, Хлебников, Крученых, Венедикт Лившиц, Елена Гуро – наиболее известные имена.
В первом манифесте «Пощечина общественному вкусу» есть призыв: «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с парохода современности». Но призыв этот смягчен высказыванием ниже: «Кто не забудет первой любви, тот не узнает любви последней».
Даже такие кумиры, как А.Блок, не избежали обвинения в том, что «им нужна лишь дача на реке». Так или иначе, но футуризм подарил поэзии трех гениев Маяковского, Хлебникова, Пастернака. Не говоря уже о море талантов: Хабиас, Каменский, Шкловский, Зданевич, Крученых.

Судьба многих футуристов трагична.
Одни расстреляны, как Терентьев, другие сгинули в ссылке, как Хабиас. Выживших обрекли на забвение: Каменский, Крученых, Гуро, Шершеневич. Только Кирсанову, Асееву, Шкловскому удалось, несмотря на опалу, сохранить статус признанных писателей и дожить до преклонных лет в полном рассвете творческих сил. Пастернак был затравлен при Хрущеве, хотя к тому времени полностью отошел от принципов футуризма.

Футуризм – одно из течений авангардизма, породившего множество иных направлений и школ. Имажинизм Есенина и Мариенгофа. Конструктивизм Сельвинского, Луговского. Эго-футуризм Северянина. Будетлянство Хлебникова. ОБЭРИу Хармса, Введенского, Заболоцкого, Олейникова. И, наконец, ничевоков, так ничего и не создавших.
К неофутуристам критика причисляет метаметафористов Парщикова и Кедрова, а также Г. Айги, В. Соснору, Горнона, С. Бирюкова, Е. Кацюбу, А. Альчук, Н. Искренко.

FUTURISM – ФУТУРОЛОГИЯ


Футурология (от лат. Futurum – «будущее» и греч. Logos – «учение») – наука прогнозирования будущего, в том числе путём экстраполяции существующих технологических, экономических или социальных тенденций или попытками предсказания будущих тенденций.
Экстраполяция – лишь один из многих методов и техник, используемых при изучении будущего (таких как сценарии, метод Дельфи, мозговой штурм, морфология и другие).
Футурология также включает рассматривание таких вопросов как нормативные или желаемые варианты будущего, но её реальный вклад — это сочетание методов экстраполяции и нормативного исследования для изучения лучших стратегий.

Футуролог использует вдохновение и исследование в различных пропорциях. Этот термин исключает тех, кто предсказывает будущее сверхестественными способами, а также тех, кто предсказывает недалёкое будущее или легко предсказуемые варианты развития событий.
(Например, экономисты, которые предсказывают изменения процентных ставок в течение следующего делового цикла, футурологами не являются, в отличие от тех, кто предсказывает относительное богатство наций через поколение).

Некоторые авторы были признаны футурологами. Они исследовали тенденции (особенно технологические) и писали книги о своих наблюдениях, заключениях и предсказаниях. Вначале они публиковали свои заключения, а затем принимались за исследования для новой книги. В последнее время они стали основывать консультационные группы или зарабатывать публичными выступлениями. Элвин Тоффлер, Джон Нейсбитт и его бывшая супруга Патриция Эбурдин – три ярких примера этого класса. Многие гуру бизнеса также подают себя в качестве футурологов.

Футурологи имеют ряд общих черт с авторами научной фантастики, а некоторые писатели воспринимаются как футурологи или даже выступают с футурологическими статьями (например, Артур Кларк, Станислав Лем). Другие писатели часто отвергают этот ярлык. Например, во вступлении к «Левой руке тьмы» Урсула Ле Гуин писала, что предсказание – это дело пророков, ясновидящих и футурологов, но не писателей: «дело писателя – лгать».

ПРЕДСКАЗАНИЯ ФУТУРОЛОГОВ


Футурология, хотя и основывается иногда на науке, не может следовать научному методу, так как не может быть фальсифицирована никакими методами, помимо ожидания наступления будущего. Однако футурологи могут применять (и применяют) многие научные методы.

Футурологи имеют очень смешанную репутацию и историю успехов. По очевидным причинам они часто экстраполируют современные технологические и общественные тенденции и полагают, что они будут развиваться теми же темпами в будущем, однако технический прогресс в реальности имеет свои собственные пути и темпы развития. Например, многие футурологи 1950-х верили, что в наши дни космический туризм будет повсеместно распространённым явлением, но проигнорировали возможности вездесущих дешёвых компьютеров. С другой стороны, многие прогнозы были точными.

Прогнозируемые варианты будущего (по состоянию на 2003 год) включают как экологическую катастрофу, так и утопическое будущее, в котором беднейшие люди живут в условиях, которые сегодня можно считать богатыми и комфортными, так и трансформацию человечества в постчеловеческую форму жизни, а также уничтожение всей жизни на Земле в нанотехнологической катастрофе.

Некоторые попытки были сделаны в области космологической футурологии относительно предсказания далёкого будущего всей вселенной, обычно предрекая её тепловую смерть или «большой коллапс».

Ресурсы:






‹‹‹ вынырнуть
вперёд ›››
‹‹‹ суммировать ›››