‹‹‹ вынырнуть
вперёд ›››
‹‹‹ суммировать ›››
Название 10-й серии

meditatio X

Понятие бытия


Смысл бытия


Цитотаксис


Таксические явления



ПОНЯТИЕ БЫТИЯ


Бытие – философская категория для обозначения феномена независимого от сознания человека реального присутствия, действительного существования объектов, явлений, отношений и процессов различной природы, а также и мира в целом, включая человеческое общество и самого человека. Она отражает именно обобщенно как саму действительность, реальность, так и посюсторонность её существования. Бытию присущи атрибуты пространства и дления существования (несотворимости, вечности, конечного и бесконечного).

Впервые это понятие встречается в философии элеатов (конец VI –первая половина V вв. до н.э.) в работах Парменида, Зенона Элейского, Мелисса Самосского и др.
Считается, что впервые понятие бытия введено Парменидом как оппозиция небытию. Постулат: Бытие – то, что есть. Небытие – то, чего нет. «Мыслить и быть есть одно и то же».
Аристотель разделил бытие на потенциальное (возможность) и актуальное (действительность), причем актуальное бытие оказывается формой существования потенциального бытия на стадии его реализации.

В идеалистической философии под бытием понимают подлинную и абсолютную вневременную реальность, в противовес наличному миру становления.
Материалистическая философия уравнивает понятие реальности, бытия и природы. Марксизм также вводит понятие общественного бытия как оппозицию общественного сознания.
В дальнейшем в философии экзистенциализма бытие противопоставляется сущему (наличному существованию, данному в опыте) или сущности (застывшему, вневременному существованию).

Как правило под бытием понимается личность: трансцендентная (Бог), коллективная (общество) или индивидуальная (собственно личность или экзистенция).

СМЫСЛ БЫТИЯ


Смысл бытия как существования констатируется обычно в простом высказывании человека, субъекта познания в формуле «Я есть» (Аз есьм – по-слав.; I am – по-англ.; Je sui – по-франц; Ich bin – по-нем. и т.д.). В обыденном сознании существование меня и других, а также актуального мира – всегда в центре внимания каждого человека. И в этом смысле понятию бытия будут тождественны такие понятия как иметься, есть, быть, находиться, присутствовать, жить. Это и жизнь и житие, начало (жизни), расцвет (жизни), смерть, гибель, конец (жизни), проживание, сопереживание, быт, «со-бытие», существование и сосуществование, другие понятия. Они фиксируют в сознании как экзистенциальные, сенсуальные, танатологические, так и темпорологические ощущения, самоощущения и мысли человека.

Понятия существования, а также реальности и действительности являются в известном смысле основными аналогами и синонимами бытия. Первое из них – главное понятие онтологии (от греч. ontos- бытие) как важнейшей части основных философских систем, иначе говоря, – философской теории бытия, а также «философии существования», «философии жизни», танатологии (от греч. thanatos – смерть – учение о смерти, как ухода в небытие, ее причинах и признаках) и др.
При этом различают бытие во всеобщем смысле как (1) наличное бытие и как (2) данное, именно, – определенное бытие предметов, тел, вещей разного рода.

В онтологии бытие – это суть предельно общее и сходное, идентичное во всем многообразии сущего. В научных теориях в онтологии (хотя это не всегда фиксируется в текстах) относят определения и определенность предметов, объектов, законы строения и изменения которых (т.е. «номология») далее и исследуются наукой.

ЦИТОТАКСИС


Цитотаксис – токсические явления между клетками. Явление это называется также цитотропизмом, хотя правильнее было бы применять этот термин только к сидячим клеткам.

Причиной привлечения и отталкивания одной клетки от другой, вероятно, является выделение этой последней токсически действующих веществ, иначе говоря, цитотаксис, вероятно, будет сведен к хемотаксису.

Цитотаксис может обнаруживаться между клетками одной природы, и тогда называется адельфотаксисом. Так, амебоидные зародыши слизистых грибов, под влиянием адельфотаксиса, сливаются в плазмодии. Бластомеры лягушачьего яйца в физиологическом растворе поваренной соли или в растворе белка, будучи удалены даже на 60 µ, снова сближаются.
Иногда адельфотаксис принимает фагоцитарный характер. Так, например, у гидроидов развивающиеся яйца заглатывают соседние.

Цитотаксис между разнородными элементами наблюдается при половом процессе (между яйцом и живчиками), а равно при развитии многих органов. Связь между мышечными и соединительно-тканными клетками, между мышечными и нервными волокнами устанавливается, вероятно, под влиянием таксических раздражений.
Точно так же это объяснение применимо к процессу внедрения одноклеточных паразитов внутрь клеток, в которых они паразитируют, и при фагоцитозе между разнородными клетками.
Сообразно с этим можно говорить о половом, паразитарном, фагоцитарном цитотаксисе и т. п. Роль цитотаксиса в развитии, вероятно, очень велика, но на него сравнительно недавно обращено внимание.

ТАКСИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ


Таксис, (биол.) – реакция на раздражение – и сходное с ним явление тропизм представляют собой реакцию, которой отвечают животные и растительные организмы на так называемое одностороннее раздражение.

Мы можем наблюдать, как влияет на клетку или на многоклеточный организм простое раздражение, напр. переход от темноты к свету или наоборот, а равно химическое, механическое и всякое другое раздражение. При этом амёба может втянуть свои псевдоподии, инфузория перестать работать ресничками, может остановиться движение внутриклеточных токов протоплазмы и т. п. Эта способность реагировать на всякое раздражение свойственна живой протоплазме вообще.
Но если клетка или многоклеточный организм испытывают влияние непеременного характера, как при простом раздражении, а влияние постоянное, например, будут погружены в раствор определенной химической концентрации, то это влияние также отражается на жизненных отправлениях клетки.

Для каждого влияния существует свой optimum, при коем та или другая функция клетки или организма является наиболее деятельной. Если при этом клетка или организм будут поставлены в такие условия, что означенное постоянное влияние является не равномерным, а более сильным с одной стороны, чем с другой, то клетка или организм имеют возможность выбора: они передвигаются или изменяют положение органов и направление своего роста, если дело идет об организме, ведущем неподвижный, прикрепленный образ жизни, таким образом, что влияние того или другого условия оказывается наиболее благоприятным для жизни клетки или целого организма.
Когда клетка или организм реагирует на такое одностороннее раздражение перемещением или вообще движением, тогда мы называем это явление таксисом, а когда они реагируют изменением положения органов и направления роста – то мы называем тропизмом.

Если движение или рост направлен в сторону наибольшего раздражения, то таксис или тропизм называются положительными, а когда в сторону наименьшего раздражения, так что клетка или организм удаляются от источника раздражения, то таксис или тропизм называются отрицательными.
Наконец, бывают случаи, когда организм или орган становится к направлению действия того или другого раздражения под определенным углом. Так, например, если организм отвечает на прикосновение постороннего тела тем, что как бы прилипает к нему, то мы имеем дело с явлениями тигмотаксиса и притом тигмотаксиса положительного, а отталкивающее действие прикосновения получает название тигмотаксиса отрицательного.
Если организм, раздражаемый прикосновением растет так, что плотно прилегает к постороннему телу, то мы говорим о положительном тигмотропизме. Такое явление обнаруживают части вьющихся растений, корневидные части колоний гидроидных полипов.
Стремление к свету называется положительным фототаксисом и фототропизмом (иногда гелиотропизмом), а удаление – отрицательным. Различают таким образом еще хемотаксис (иначе химиотаксис), или реакцию на химическое раздражение, термотаксис, или реакцию на тепловое раздражение, и др.

Ресурсы:


  • © Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  • © «Википедия»




‹‹‹ вынырнуть
вперёд ›››
‹‹‹ суммировать ›››