‹‹‹ вынырнуть
вперёд ›››
‹‹‹ суммировать ›››
«Усаги»

КОВЧЕГ и КОЛЫБЕЛЬ

Ноев ковчег


Толкование Всемирного потопа


Потоп в шумеро-аккадской мифологии


Моисей


Спасение Моисея – спасение человечества



НОЕВ КОВЧЕГ

Ноев ковчег (в Библии – תֵּבָה‎, «тева»; в современном иврите – תֵּבַת נֹח‎, «теват Hoax») – судно, построенное Ноем по велению Бога, для спасения своей семьи и по одной (или более) паре каждого вида животных от Потопa. Повествование о Всемирном потопе содержится в первой книге Библии, Бытие (главы с 6 по 9).

Ковчег был сделан перед Всемирным потопом.
Большое нравственное падение человека было в те времена:
«И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время; и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем».

Но жил в те времена человек праведный и непорочный в роде своем, угодный Господу, и звали его Ной. Нужен был ковчег, чтобы остаться в живых после Всемирного потопа, после чего все, что есть на земле, лишится жизни. Ной сделал все так, как повелел ему Бог. По окончании строительства сказал Бог Ною войти в ковчег свой с сыновьями своими и женой, и с женами сынов своих, и ввести также в ковчег из всех животных по паре, чтобы они остались в живых. И взять себе всякой пищи, какая необходима себе и для животных. После чего ковчег был затворен Богом.

Через семь дней (во второй месяц, в семнадцатый [27] день) излился дождь на землю, и продолжалось на земле наводнение сорок дней и сорок ночей, и умножилась вода, и подняла ковчег, и он возвысился над землею и плавал по поверхности вод. И усилилась вода на земле чрезвычайно, так что покрылись все высокие горы, какие есть под всем небом.
И лишилось жизни всякое существо, которое было на поверхности земли, остался только Ной и что было с ним в ковчеге.

Вода же усиливалась на земле сто пятьдесят дней после чего стала убывать. И остановился ковчег (в седьмом месяце, в семнадцатый день), на горах Араратских (Бытие 8:4). Вода постоянно убывала до десятого месяца, в первый день которого показались верхи гор. К первому дню следующего года иссякла вода на земле; и открыл Ной кровлю ковчега, и во втором месяце, к двадцать седьмому дню, земля высохла.
«И сказал Бог Ною: Выйди из ковчега ты и жена твоя, и сыновья твои, и жены сынов твоих с тобою; выведи с собою всех животных... И не буду больше поражать всего живущего... И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю...» (Бытие 8:15-9:1).

ТОЛКОВАНИЕ ВСЕМИРНОГО ПОТОПА

В богословской науке не раз возбуждался вопрос, в каком смысле понимать всемирность потопа – в безусловном, или относительном?

Древние толкователи разумеют потоп всемирным в безусловном смысле, как действительно покрывавший всю землю и следовательно все погубивший на ней. Этого воззрения продолжает держаться наша богословская наука. Но и среди неё в последнее время начинают появляться мнения, склоняющиеся к другому воззрению на потоп, которое понимает его всемирность в относительном смысле, именно в смысле потопления лишь той площади земли, по которой успело расселиться человечество.

Это воззрение все более прививается в западноевропейской богословской науке, и в пользу его высказываются такие авторитеты как профессор Рейш, автор известного сочинения «Bibel und Natur», аббат Вигуру и др. И это воззрение, принимающее во внимание, между прочим, новейшие геологические исследования, нисколько не противоречит библейскому повествованию.

Указанные библейские выражения вовсе не означают непременно всей полноты обнимаемого ими понятия, а суть своего рода гиперболы, имеющие своею целью сильнее запечатлеть нравственный смысл повествования.

Эти выражения находят себе близкую параллель в таких изречениях, как: «все страны приходили в Египет к Иосифу покупать хлеб» (Быт. XLI, 57), «собрались в Иерусалим Иудеи из всех народов под небесами» (Деян. II, 5), хотя это вовсе не значит, что у Египта во времена Иосифа покупала хлеб даже Америка, или в Иерусалиме во время праздника пятидесятницы были представители даже Австралии. Подобный род выражений был вообще свойствен древним народам Востока, и египтяне, например, часто под словом «вся земля» разумели просто верхний и нижний Египет.

Библейское повествование о потопе находит себе аналогию в преданиях многих других народов, у которых также сохранилась память о необычайной катастрофе, некогда погубившей первобытное человечество.

ПОТОП
В ШУМЕРО-АККАДСКОЙ МИФОЛОГИИ

В эпосе о Гильгамеше (XXII веке до Н. Э.) изложена, вероятно, старейшая легенда о потопе. Скорее всего, первоначально она была самостоятельной поэмой, целиком включённой в эпос. На собрании всех богов было решено уничтожить человечество, ставшее слишком опасным для богов. Один из инициаторов потопа – бог Энлиль – взял с каждого из богов слово, что они не будут предупреждать людей. Бог Нинигику-Эа решил спасти своего любимца и преданного ему человека – властителя города Шуруппака на берегу реки Евфрат – Утнапишти. Чтобы не нарушать клятвы, Нинигику-Эа посылает во время сна Утнапишти знамение, которое тот верно истолковывает и готовится к собственному спасению.

Следуя указаниям Нинигику-Эа, Утнапишти приказывает горожанам строить корабль – квадратное в плане сооружение с плоским днищем площадью три десятины, высокими (сто двадцать локтей) бортами и кровлей. С собой Утнапишти взял всю свою семью, различных мастеров для сохранения знаний и технологий, домашний скот и диких зверей. Двери корабля были засмолены снаружи.

С утра начался дождь и в туче явились бог бури, бог смерти и иные грозные божества, неся смерть и разрушение. На землю спустились тьма и ветер, убивающий людей в их укрытиях. Боги ужаснулись последствиям потопа и поднялись к отцу богов Ану, проклиная себя за необдуманное решение. Ветер свирепствовал шесть дней и семь ночей и накрыл потопом всю сушу без остатка.

На седьмой день вода успокоилась и Утнапишти смог выйти на палубу. Всё человечество к тому времени было уничтожено и превратилось в глину.

Через несколько дней корабль пристал к маленькому островку – вершине горы Ницир. Утнапишти выпустил на седьмой день стоянки голубя, но тот вернулся, выпустил ласточку, но и она прилетела назад. И только ворон нашёл показавшуюся из воды сушу и остался на ней. Утнапишти принёс богам жертву и боги за исключением Энлиля приняли её с радостью. Богам удалось убедить Энлиля в его неправоте и тот сам вывел Утнапишти и его жену из корабля, благословил и, подарив бессмертие, поселил вдали от людей в недоступном месте у истока рек (очевидно Тигра и Евфрата).

МОИСЕЙ

Моисей (משֶׁה‎, «Моше») (вторая половина 13 в. до н. э.) – в еврейской традиции – основоположник иудаизма, сплотивший израильские колена в единый народ, вождь-освободитель, законодатель и пророк.
Основной источник сведений о Моисее – библейское повествование. Его жизни и деятельности целиком посвящены четыре книги Пятикнижия (Исход, Левит, Числа, Второзаконие), составляющие эпопею Исхода евреев из Египта. Умер перед самым входом в Землю Обетованную (Израиль).

Книга Исход повествует о том, что родители Моисея принадлежали колену Леви (Исх. 2:1). Моисей родился в Египте в царствование фараона, который «не знал Иосифа» (Исх. 1:8), бывшего первым вельможей при его предшественнике. Он усомнился в верности Египту потомков Иосифа и его братьев и обратил израильтян в рабов.

Каторжный труд не сократил, однако, их численности, и фараон приказал топить в Ниле всех новорожденных еврейских младенцев мужского пола.

В ту пору в семье Амрама родился сын Моисей. Матери Моисея Иохевед удалось скрывать младенца у себя дома в течение трех месяцев. Не имея более возможности прятать ребенка, она оставила его в корзине в зарослях тростника на берегу Нила, где его нашла дочь фараона, пришедшая туда на купание. Поняв, что перед ней один «из еврейских детей» (Исх. 2:6), она, однако, сжалилась над плачущим младенцем и по совету сестры Моисея Мирьям, издали наблюдавшей за происходящим, согласилась позвать кормилицу-израильтянку. Мирьям позвала Иохевед, и Моисей был отдан своей матери, которая вскормила его. «И вырос младенец, и она привела его к дочери фараона, и он был у нее вместо сына» (Исх. 2:10).

Возможно, что эта добрая принцесса была Термутис, дочь Рамсеса II, или, по другому предположению, Хат-асу, дочь Тотмеса I, знаменитая впоследствии самостоятельная правительница Египта из XVIII династии.

СПАСЕНИЕ МОИСЕЯ
– СПАСЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Истинный смысл написанного в Библии состоит в том, что спасение младенца Моисея это не что иное, как спасение человечества во время великого потопа в Ноевом ковчеге.

Подобные сюжеты есть и во многих Ближневосточных легендах. Возможно, они возникли под влиянием истории Моисея, однако вероятнее всего, что во всех сказаниях описываются одни и те же события.

Потоп был обязательной стадией в процессе очищения земли.

Наиболее важно то, что это событие показывает желание павших ангелов уничтожить тех, кто должен восстановить Закон и спасти нашу планету. Попытка убить Моисея еще в младенчестве перекликается с событиями, произошедшими гораздо позже, когда царь Ирод, желая погубить Христа, приказал вырезать всех младенцев мужского пола (Матфея 2:13-14).

Ресурсы:





‹‹‹ вынырнуть
вперёд ›››
‹‹‹ суммировать ›››