‹‹‹ вынырнуть
вперёд ›››
‹‹‹ суммировать ›››
Рене Декарт

COGITO ERGO SUM

Декартовское «Cogito ergo sum»


Мышление по Декарту


Объяснение принципа


Биография Декарта


Открытия Декарта



ДЕКАРТОВСКОЕ «COGITO ERGO SUM»

Хотя идея, нашедшая отражение в выражении «cogito ergo sum», приписывается Декарту, многие его предшественники предлагали аналогичную аргументацию; среди них Августин Блаженный в «De Civitate Dei« («О Граде Божьем») (книга XI, 26), предвидевший современные опровержения этой концепции: «Ac proinde haec cognitio, ego cogito, ergo sum, est omnium prima et certissima etc»).

В историко-философской русскоязычной литературе закрепился перевод cogito ergo sum – «я мыслю, следовательно, я существую». Надо, однако, учесть, что буквально «sum» значит: «я есть» или «я есмь».
Это важно в XX веке, когда термины «существование», «существую», приобрели специфические оттенки, не вполне тождественные простому обозначению бытия, наличия Я («я есть»).

Cogito ergo sum рождается из огня отрицающего сомнениями в то же время становится одним из позитивных первооснований, первопринципов Декартовой философии.

Вокруг cogito, его толкования, осмысления и опровержения с 40-х годов XVII в. и до наших дней вращается философия, в особенности, конечно, философия европейская.

Сам Декарт объяснял этот непростой принцип следующим образом:
«Сказав, что положение: я мыслю, следовательно, я существую, является первым и наиболее достоверным, представляющимся всякому, кто методически располагает свои мысли, я не отрицал тем самым надобность знать еще до того, что такое мышление, достоверность, существование, не отрицал, что для того, чтобы мыслить, надо существовать, и тому подобное; но ввиду того, что это понятия настолько простые, что сами по себе не дают нам познания никакой существующей вещи, я и рассудил их здесь не перечислять».

МЫШЛЕНИЕ ПО ДЕКАРТУ

Итак, если cogito становится одним из фундаментальных принципов новой философии, то в объяснении самого принципа исходное значение придается разъяснению понятия «мышление». Здесь нас подстерегают неожиданности и противоречия.

Декарт стремится выделить для исследования, обособить и отличить именно мышление. И мышление ввиду фундаментальности возлагаемых на него функций трактуется у Декарта достаточно широко:
«Под словом мышление (cogitatio), – разъясняет Декарт, – я разумею все то, что происходит в нас таким образом, что мы воспринимаем его непосредственно сами собой; и поэтому не только понимать, желать, воображать, но также чувствовать означает здесь то же самое, что мыслить».

Значит, мышление – разумеется, в определенном аспекте – отождествляется с пониманием, желанием, воображением, которые как бы становятся подвидами (модусами) мысли.
«Без сомнения, все виды мыслительной деятельности (modi cogitandi), отмечаемые нами у себя, могут быть отнесены к двум основным: один из них состоит в восприятии разумом, другой – в определении волей. Итак, чувствовать, воображать, даже постигать чисто интеллектуальные вещи – все это различные виды восприятия, тогда как желать, испытывать отвращение, утверждать, отрицать, сомневаться – различные виды воления».

Из подобных формулировок (а их у Декарта немало) отчетливо видно, что имеет место двуединый и поистине диалектический процесс: с одной стороны, чувство у Декарта подчас обособляется от мысли, но, с другой стороны, становясь подвидом мышления, чувственное познание в противовес одностороннему эмпиризму интеллектуализируется, рационализируется. В противовес же крайнему рационализму само мышление сенсуализируется, превращаясь в подвид восприятия.

ОБЪЯСНЕНИЕ ПРИНЦИПА

Декарт, не без оснований относимый историками философии именно к рационалистическому лагерю, в то же время одним из первых пытался сгладить крайности рационализма и эмпиризма в центральном пункте – в понимании мышления и чувства, стремился объединить их в нерасторжимую целостность человеческого духа.

Вот почему cogito ergo sum, согласно Декарту, можно было бы выразить в разных формах: не только в собственной и исходной «я мыслю, следовательно, я есть, существую», но также, например, «я сомневаюсь, следовательно, я есть, существую .

У Декарта широко трактуемое «мышление» (pensee) пока лишь имплицитно включает в себя также и то, что в дальнейшем будет обозначено как сознание. Но темы будущей теории сознания уже появляются на философском горизонте. Осознаваемость действий — важнейший, в свете Декартовых разъяснений, отличительный признак мышления, мыслительных актов.

Того, что человек наделен телом, Декарт и не думает отрицать. Как ученый-физиолог он специально исследует человеческое тело. Но как метафизик он решительно утверждает, что сущность человека состоит отнюдь не в том, что он наделен физическим, материальным телом и способен, подобно автомату, совершать чисто телесные действия и движения.
И хотя (природное) существование человеческого тела – предпосылка, без которой не может состояться никакое мышление, – существование, бытийствование «Я» удостоверяется и, следовательно, приобретает смысл для человека не иначе, чем благодаря мышлению, т.е. осознаваемому «действию»мысли.

Отсюда и следующий строго предопределенный шаг Декартова анализа – переход от cogito к уточнению сущности «Я», т.е. сущности человека.

БИОГРАФИЯ ДЕКАРТА

Рене Декарт (фр. René Descartes; лат. Renatus Cartesius – Картезий) – французский математик, физик, физиолог и философ, создатель знаменитого метода координат, сторонник аналитического метода в математике, метода радикального сомнения в философии, механицизма в физике, предтеча рефлексологии.

Декарт родился 31 марта 1596 года в городе Лаэ (La Haye en Touraine), ныне Декарт (Descartes), департамент Эндр и Луара, Франция. Происходил из старинного дворянского рода. Его мать умерла от туберкулёза, когда ему был 1 год. Его отец был судьёй.
В возрасте 10 лет он поступил в иезуитскую школу Collège Royal Henry-Le-Grand в Ла Флеш, Анжу. После окончания школы Декарт учился в Университете Пуатье, получив звание бакалавра и лицензию юриста в 1616 году, выполнив желание своего отца, видевшего его юристом.

Однако Декарт никогда не занимался юридической практикой. В 1618 году он поступает на службу к принцу Морицу Нассаускому, лидеру Объединённых провинций Нидерландов. Его намерение состоит в том, чтобы видеть мир и открывать истину.

В начале Тридцатилетней войны служил в армии, которую оставил в 1621; после нескольких лет путешествий переселился в Нидерланды (1629), где провёл двадцать лет в уединённых научных занятиях. Здесь вышли его главные сочинения:
  • «Рассуждение о методе…» (1637)
  • «Размышления о первой философии…» (1641)
  • «Начала философии» (1644)

В 1649 по приглашению шведской королевы Кристины Декарт переселился в Стокгольм, где вскоре умер.

ОТКРЫТИЯ ДЕКАРТА

Именно Декарт сыграл решающую роль в становлении современной алгебры тем, что
  • – ввёл буквенные символы,
  • – обозначил последними буквами латинского алфавита (х, у, z) переменные величины,
  • – ввёл нынешнее обозначение степеней,
  • –заложил основы теории уравнений.
Понятия числа и величины, ранее существовавшие раздельно, тем самым были объединены.

Историческое значение Декартовой «геометрии» состоит также в том, что здесь была открыта связь величины и функции, что преобразовало математику. Применение алгебраических методов к геометрическим объектам, введение системы прямолинейных координат означало создание аналитической геометрии, объединяющей геометрические и арифметические величины, которые со времен древнегреческой математики существовали в раздельности.

Физические исследования Декарта относятся главным образом к механике, оптике и строению Вселенной.

Декарт ввёл понятие «силы» (меры) движения (количества движения), подразумевая под ним произведение «величины» тела (массы) на абсолютное значение его скорости, сформулировал закон сохранения движения (количества движения), однако толковал его неправильно, не учитывая, что количество движения является векторной величиной (1664).

Исследовал законы удара, впервые четко сформулировал закон инерции (1644).

Высказал предположение, что атмосферное давление с увеличением высоты уменьшается.

В 1637 году выходом в свет «Диоптрики», где содержались законы распространения света, отражения и преломления, идея эфира как переносчика света, объяснение радуги, положил начало оптике как науке.

Первый математически вывел закон преломления света (независимо от В. Снеллиуса) на границе двух различных сред. Точная формулировка этого закона позволила усовершенствовать оптические приборы, которые тогда стали играть огромную роль в астрономии и навигации (а вскоре и в микроскопии).

В философии и психологии:

Вместе с конкретным научным открытием им было совершено ещё одно, методологическое открытие. Обнаружилась необходимость и возможность постоянной (как это формулируется в Новое время-рефлективной) работы над собственным умом, необходимость и возможность постоянного обращения мысли на мысль, постоянного развития самой способности мыслить, открывать, изобретать. Рене Декарт также создал свою психологическую теорию, ориентируясь на объяснение принципов Галилея, новой механики Ньютона и открытие Гарвеем системы кровообращения.

Крупнейшим открытием Декарта, ставшим фундаментальным для последующей психологии, можно считать понятие о рефлексе и принцип рефлекторной деятельности. Схема рефлекса сводилась к следующему. Декарт представил модель организма как работающий механизм. При таком понимании живое тело не требует более вмешательства души; функции «машины тела», к которым относятся «восприятие, запечатление идей, удержание идей в памяти, внутренние стремления... совершаются в этой машине как движения часов».

Наряду с учениями о механизмах тела разрабатывалась проблема аффектов (страстей) как телесных состояний, являющихся регуляторами психической жизни. Термин «страсть», или «аффект», в современной психологии указывает на определенные эмоциональные состояния.

Ресурсы:





‹‹‹ вынырнуть
вперёд ›››
‹‹‹ суммировать ›››