‹‹‹ вынырнуть
вперёд ›››
‹‹‹ суммировать ›››
лабиринт подсознания

ЛАБИРИНТ

История лабиринтов


Миф о Лабиринте


Лабиринт как культовый танец


Лабиринт как обряд инициации


Правила прохождения Лабиринта


Основные значения понятия «Лабиринт»


Хорхе Луис Борхес о Лабиринте



ИСТОРИЯ ЛАБИРИНТОВ

Лабиринт – (λαβόρινθος, labyrinthus) – название, обозначавшее у древних греков и римлян сооружение, занимающее более или менее обширное пространство и состоящее из многочисленных, вырытых под землей или построенных выше ее поверхности, зал, камер, дворов и переходов, имеющих сообщение между собой и расположенных по столь сложному и запутанному плану, что незнакомый близко с его устройством легко может заблудиться в нем и не найти выхода из него.

До недавнего времени, большинство ученых считали слово «Лабиринт» производным от греческого слова λαύρα («улица», «узкий проход»), но теперь принимают его за переиначенное название одного из четырех сооружений подобного рода, известных в древности: от «Храма при входе в озеро» (Лопе-ро-унт), воздвигнутого около 2100 до Р. Х. фараоном Аменемхою III у подножия пирамиды его имени, на берегу Меридова озера, в нынешней провинции Файюм, в среднем Египте.
Геродот, Диодор Сицилийский, Страбон и Плиний оставили нам описание этого египетского Лабиринта, считавшегося одним из семи чудес света.
То было колоссальное гранитное четырехугольное здание, состоявшее из трех массивных корпусов, обнимавших с трех сторон внутреннее пространство длиной ок. 200 м. и шириной в 170 м., четвертая сторона которого примыкала к вышеупомянутой пирамиде. В этом внутреннем пространстве находилось несколько дворов, обставленных колоннами, и крытых гипостильных зал. Самое же здание заключало в себе множество комнат и коридоров, расположенных частью выше поверхности почвы, частью под землей. По словам Геродота, число таких помещений простиралось до 3000.

От фаюмского Лабиринта, бывшего, по всей вероятности, пантеоном египетских богов, дошли до нас только жалкие развалины, по которым нельзя составить себе удовлетворительного представления о нем, и хотя, в 1843 г., немецкой экспедицией, под руководством архитектора Эрбкама, произведено было исследование этих развалин, однако добытые ею результаты прибавили очень немногое к тому, что мы знаем о Лабиринтах Аменемха III благодаря свидетельствам древних писателей.

Второй Лабиринт, знаменитый в античном мире и находившийся, по преданию, близ Кносса, на сев. берегу о-ва Крит, должен считаться скорее созданием народной фантазии, чем сооружением, действительно существовавшим. Постройка его приписывалась легендарному ваятелю и зодчему Дедалу, произведшему ее по приказанию царя Миноса для того, чтобы содержать здесь чудовище Минотавра, рожденное царевной Пасифаей. Здесь, будто бы, совершил один из своих подвигов Тезей, убив это чудовище и освободив чрез то афинян от позорной и тяжкой дани.

Третий Лабиринт, известный в древности, находился на о-ве Самосе или Лемнос, но от него не уцелело решительно никаких следов. Наконец, четвертый Лабиринт – так назыв. надгробный памятник царя Порсенны в Клузиуме (ныне Кьюзи), в Италии, представляющий собой огромный курган 250 м. в окружности, содержащий в себе целую сеть погребальных склепов и переходов из одного в другой.

В новейшее время название «Лабиринт» дают особого рода садовым украшениям, состоящим из более или менее высоких живых изгородей или из трельяжей, обсаженных растениями, которые расположены так, что между ними образуются дорожки, ведущие к одному центру, но изгибающиеся в разные стороны и сообщающиеся между собой столь затейливо, что гуляющему нелегко добраться до этого центра, равно как и найти обратный путь.

МИФ О ЛАБИРИНТЕ

О происхождении Минотавра Аполлодор рассказывает следующее:
«Сын Зевса и Европы, Минос, ради получения власти из рук богов просит Посейдона в знак этого выслать ему быка, чтобы он мог принести его в жертву. Однако этого быка, посланного Посейдоном из моря, Минос из-за его красоты, оставляет в своем стаде, а вместо него приносит в жертву другого быка, в наказание за это Посейдон делает быка безумным и заставляет жену Миноса Пасифаю, дочь Гелиоса и Персеиды, влюбиться в этого быка.
От связи Пасифаи с этим быком и появляется Минотавр, получеловек, полу бык, которого, согласно оракулу Минос заключает в лабиринт, построенный афинским художником Дедалом».

Другая версия этого мифа гласит, что Минос обращается со своей просьбой не к Посейдону, но к Зевсу, и быка посылает не Посейдон, но Зевс, причем этого разъяренного быка усмиряет Геракл и приводит его с Крита к Эфриефею, а мстящая Гераклу Гера переносит этого быка на Марафон, где его умерщвляет Тезей.

Минотавр появляется на свет с помощью Дедала – искусного мастера.
Дедал помог Пасифае удовлетворить свою страсть с помощью приспособления – деревянной коровы, покрытой шкурой настоящего животного.

Т.е. Минотавр, так же как и Лабиринт имеют отпечаток руки Мастера. На Минотавре та же «сделанность», что и на Лабиринте. Но, поскольку Минотавр есть дитя двух видов, «чудовище, напрасное смешение двух пород, наполовину бык и наполовину человек», то надо полагать, – это существо, как и все искусственно сделанное, не приспособлено для жизни на земле, среди людей. Скорее всего оно было слабое и безобидное и страшное только с виду – ведь Тезей убил его ударом кулака!
Поэтому Минотавра необходимо было спрятать от людей, поместить его в комфортные условия. Дедал понимал это и построил Лабиринт – мифологический дворец для мифологического чудовища.

Так как Минотавр является воплощением Неба и Подземелья одновременно, то и жилище для него должно иметь аналогичные структуры.
«Минотавр – это и человек и бык одновременно, но это и внук Солнца, а может быть и сын Зевса-быка-неба, а и по имени он Астерий, что значит Звездный, но, может быть и Солнечный. Наконец, особенностью всего мифа о Минотавре является то, что он подземный житель. Представление о нем раз и навсегда связывается у всех именно с подземельем, подземным миром. Это значит, что он сам есть какая-то ипостась воплощения, или, вообще говоря, символ подземного мира. В образе Минотавра скрестились и отождествились небо, море, наземный и подземный мир».

Таким образом Дедалу предстояло построить дворец, имеющий аналогичную троичную структуру и совмещающий в себе качества Неба–Земли–Аида.

ЛАБИРИНТ КАК КУЛЬТОВЫЙ ТАНЕЦ

Лабиринт также связывается и с орхестрой для танцев в Кносском дворце с нанесенными на ней лабиринтными линиями (Минотавр – Астерий – Звездный – линии лабиринта – линии Звезд, линии судьбы. Танцуя следуешь звездам), облегчавшими танцорам проявить их искусство. «...тот же Дедал научил Тезея и его спутников священному танцу, исполнявшемуся по расходящимся и круговым линиям, что имитировало странствование в лабиринте и освобождение после убийства Минотавра».
В текстах есть упоминание об этом танце, названного делосцами «журавль» (геранос).
«Те, кто на Крите избег ревущего дикого сына Пасифаи и мест извивного вкось Лабиринта, вкруг, владыка, твоих алтарей под звуки кифары танец вели круговой, и Тезей дирижировал хором».

Надо полагать, что «танец журавля» – психофизиологическая подготовка прохождения Лабиринта. Пройти ловушки Лабиринта мог только человек достаточно хорошо владеющий своим телом и психикой. «Танец журавля», как алгоритм Лабиринта, также должен иметь троичную структуру – Аид-Земля-Небо.

ЛАБИРИНТ КАК ОБРЯД ИНИЦИАЦИИ

Ю.В. Андреев считает, что идейно-фигуративная схема лабиринта типологически близка, например, сказке «Мальчик с пальчик и его братья», или сказкам с похищениями в русской традиции. Эта необходимость прохождения, преодоления различных препятствий, встречи с чудовищами, с приведениями, великанами и т.д. Герой для того, чтобы вернуться домой, должен пройти «огонь воду и медные трубы». И он возвращается, но уже с приобретенными новыми качествами (Иван-дурак – Иван-царевич). Т.е., проходя через эти испытания в сказочных пространствах, герой приобретает качества этих пространств, их мудрость, если, конечно, остался в живых. Смерть там всегда самый живой и реальный персонаж.

Тезей был «курос» – неженатый безбородый юноша. Он и его спутники перед входом в лабиринт получают наставления мастера Дедала. Это алгоритм Лабиринта – «танец Журавля» – танец судьбы.

В этом контексте Дедал близок Гермесу – вестнику богов, проводнику вереницы теней, покидающих Землю в поисках новой обители, возможно тоже временной, или вечной. Наличие «ключа» от Лабиринта, переданного мастером Тезею, присутствует информация о «нити Ариадны», или венце, сделанном из драгоценных камней и металлов Гефестом, с помощью свечения которого Тезей вышел из лабиринта.

Сакральный «танец живых мертвецов» (отправляющихся в царство Аида) – «танец Журавля» имеет еще одно значение – священное самоубийство.

Аналогичные схемы испытания существуют и у других народов. Например, у папуасов Новой Гвинеи кульминация инициации – мнимое пожирание подростков чудовищем, играющем в этой церемонии двоякую роль злобного демона смерти и благостного покровителя и опекуна молодежи, которая, пройдя через его утробу как бы погибает, но затем рождается для новой жизни в новом качестве.

В средневековом Китае монахи буддийских и даосских монастырей, пройдя курс обучения, должны были пройти через «галерею смерти» – лабиринт, оборудованный различными ловушками и вооруженными манекенами. Здесь было только два выхода: победа или смерть. Подобного рода практики имели основание в философии буддизма и даосизма.

ПРАВИЛА ПРОХОЖДЕНИЯ ЛАБИРИНТА

Правила очень простые: надо идти только вперед, не спешить и не оглядываться. Вот как об этом у Сенеки:
«Таким образом люди только удаляются от достижения той цели, к которой стремятся, и чем сильнее стремятся к ней, тем больше затрудняют себе путь и только идут назад. Так именно бывает с теми, кто торопится выйти из Лабиринта. Сама торопливость замедляет их».

К. Кастанеда в книге «Сказки о силе» приводит красивую легенду об испытании воинов индейского племени Яки:
«В тех случаях, когда член племени воинов совершал поступок, который, как считалось, шел против их законов, то его судьба решалась ими всеми. Обвиняемый должен был объяснить причины, по которым он сделал то, что сделал. Его товарищи должны были выслушать его, а затем они расходились, потому что находили его причины убедительными, или же они выстраивались со своим оружием на самом краю плоской горы, готовые привести в исполнение его смертный приговор, потому что они находили его причины неприемлемыми. В этом случае приговоренный воин должен попрощаться со своими старыми товарищами и его казнь начиналась. Приговоренный воин должен был начать спускаться по склону горы к деревьям. Его товарищи затем брали свое оружие и нацеливали на него. Если никто не стрелял, или, если воин пережив свои ранения, достигал края деревьев, он был свободен. Там было одно условие для этой ходьбы по краю деревьев. Воин должен был идти спокойно, ни на что не обращая внимания. Его шаги должны быть уверенными и твердыми. Его глаза должны были смотреть вперед спокойно. Он должен был спускаться не спотыкаясь, не оборачиваясь, чтобы посмотреть назад и, превыше всего, не пускаясь бежать».

ОСНОВНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ ПОНЯТИЯ
«ЛАБИРИНТ»

Лабиринт как архитектурное сооружение, имеющее трудно находимый вход и выход, запутанные переходы, погруженное во мрак. Имеет троичную структуру: Аид–Земля– Небо. Переходы и помещения Лабиринта наполнены ловушками и наводящими ужас образами.

Лабиринт как сакральный «танец Журавля», «танец живых мертвецов» (отправляющихся в загробный мир) - алгоритм прохождения Лабиринта. Одновременно – это техники сакрального самоубийства, если человек по какой-либо причине не хотел возвращаться.

Лабиринт как обряд инициации. Главное действующее лицо в Лабиринте – Смерть. Основное психологическое состояние – ужас. Лабиринт, заключающий в конечном ограниченном пространстве бесконечное или смерть, инструмент соединения трех миров. Движение в Лабиринте – модель бесконечного.

ХОРХЕ ЛУИС БОРХЕС
О ЛАБИРИНТЕ

В лабиринте
О ужас, эти каменные сети
И Зевсу не распутать. Изможденный,
Бреду сквозь лабиринт. Я осужденный.
На бесконечно-длинном парапете
Застыла пыль. Прямые галереи,
Измеренные долгими шагами,
Секретными свиваются кругами
Вокруг истекших лет. Хочу быстрей
Идти, но только падаю. И снова
Мне чудятся в сгущающемся мраке
То жуткие светящиеся зрачки,
То рев звериный. Или эхо рева.
Иду. За поворотом, в отдаленье,
Быть может, затаился наготове
Тот, кто так долго жаждал свежей крови.
Я столь же долго жажду избавленья.
Мы оба ищем встречи. Как и прежде,
Я верю этой меркнущей надежде.
(пер. с испанского В. Алексеева)

Лабиринт
Мир – лабиринт. Ни выхода, ни входа,
Ни центра нет в чудовищном застенке.
Ты здесь бредешь сквозь узкие простенки
На ощупь, в темноте - и нет исхода.
Напрасно ждешь, что путь твой сам собою,
Когда он вновь заставит сделать выбор,
Который вновь заставит сделать выбор,
Закончится. Ты осужден судьбою.
Вдоль бесконечных каменных отростков
Двуногий бык, роняя клочья пены,
Чей вид приводит в ужас эти стены,
Как ты, блуждает в чаще перекрестков.
Бреду сквозь лабиринт, уже не веря,
Что повстречаю в нем хотя бы зверя.
(пер. с испанского В. Алексеева)

Ресурсы:

  • © Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  • © Культурный центр «Новый Акрополь»
  • © «Лабиринт»: социальный арт-проект
  • © Андреев Ю.В. Поэзия и проза истории.
  • © Андреев Ю.В. Античная литература.
  • © Античные гимны. Издательство Московского Университета, 1988.
  • © Голосовкер Я.Э. Логика мифа.
  • © Котляр Е.С. Миф и Сказка Африки.
  • © Кун Н.А. Легенды и мифы древней Греции.
  • © Лосев А.Ф. Античная мифология.
  • © Пропп В.Я. Морфология сказки.




‹‹‹ вынырнуть
вперёд ›››
‹‹‹ суммировать ›››