‹‹‹ вынырнуть
вперёд ›››
‹‹‹ суммировать ›››
глаза Бога Смерти

СИМВОЛИКА ГЛАЗ

Глаза являются символом бдительности, ясновидения, всеведения.
С ним связываются свет и мудрость, а также сила, могущая выступать в качестве созидательной и разрушительной энергии.
Уподобляясь солнцу, источнику света, который является символом разума и духа, глаз наделяется функцией духовного видения, понимания. Это также образ провидения; так, например, в иудаизме всевидящее око – воплощение Промысла Божьего. В различных традициях солнце часто описывается как «глаз неба» (или божества неба).
В архаических представлениях луна и солнце – это глаза неба; при этом нередко солнце воспринимается как благой, а луна – дурной глаз.

В греческой традиции солнце предстает как «всевидящий глаз Зевса» (Гомер); у Макробия – как «глаз Юпитера»; в германской мифологии — как «глаз Вотана (Одина)».

Наличие множества глаз передает божественное всеведение. Милосердное буддийское божество Гуаньинь (Каннон в Японии) наделяется тысячей глаз, благодаря которым оно узнает о несчастьях людей.
В видении Иезекииля «многоочитость» предстает как выражение всеведения. Аналогичное значение закрепляется за апокалиптическим образом животных, исполненных очей.
У Данте мудрость наделяется третьим глазом — ибо она зрит прошлое, настоящее и будущее.

Одноглазие, подобно другим формам физического уродства, связывается со злом; как правило, оно является атрибутом хтонических персонажей.
В античной мифологии циклопы не единственные представители одноглазых существ – у Плиния упоминаются одноглазые аримаспы, добывающие либо похищающие у грифонов золото на золотых рудниках. В восточнославянской мифологии фигурирует такой персонаж, как Лихо Одноглазое.
С другой стороны, скандинавский Один отдал глаз в обмен на внутреннее зрение – мудрость.

Поскольку зрение, традиционно, воспринимается как атрибут всех живых существ, слепота может рассматриваться как знак иного, загробного существования – слепой человек как бы погружается в вечный мрак небытия; в египетской Книге мертвых сказано: «Вижу, значит, живу».

С другой стороны, слепота может выступать в качестве знака высшего видения. Греческий Тиресий был ослеплен Афиной за то, что увидел обнаженную богиню во время омовения, однако взамен она наделила его пророческим даром. В Библии слабая глазами Лия наделяется способностью внутреннего зрения.
Эти мотивы косвенным образом подчеркивают идею о невозможности проникновения телесным оком в подлинную суть вещей, о бессилии зрения, глаз в отношении высших истин бытия.

Глаз, взгляд может связываться с созиданием.
В одном из мифов индуистской традиции Кришна породил все живое силой своего взгляда.

В своем негативном аспекте образ глаза может рассматриваться в качестве средоточия силы, могущей быть опасной для живых существ.
Гадес, бог преисподней, изображался с головой, повернутой назад, поскольку взгляд Гадеса считался смертельным и его следовало избегать.
Греческие горгоны своим взглядом превращали человека в камень. Своим третьим глазом Шива испепелил бога Каму за то, что тот отвлекал его от медитации.
В обыденной речи представление о разрушительной силе взгляда закрепилось в выражениях «испепеляющий взгляд», «дурной глаз», а также «сглазить».

Ресурсы:





‹‹‹ вынырнуть
вперёд ›››
‹‹‹ суммировать ›››