КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ НАМЁКИ
и СИМВОЛЫ

«Пещера» – это не только место действия многих событий «Ergo Proxy», но и одна из центральных идей этого произведения.
В «Ergo Proxy» последовательно развивается и раскрывается идея Платоновской пещеры, которую в упрощенном виде можно описать следующим образом: люди не знают и не видят истину, поскольку живут прикованными в пещере и видят лишь тени вещей на стене перед собой; постепенно они привыкают ко лжи; тот, кто вырвется из пещеры, будет ослеплён светом, истина причинит ему боль – но вернувшись в пещеру, он не сможет рассказать прикованным о том, что он видел, они не поймут его, а сам освободившийся не сможет вернуться к прежней жизни… ››погрузиться‹‹
››› «Пещера» – это Ромдо, и когда в meditatio VII Рил вернулась туда – она уже не смогла жить прежней жизнью.
››› «Пещера» – это отравленные руины города в meditatio XVII, откуда не могут выбраться мутировавшие люди.
››› «Пещера» – это фальшивая «Земля улыбок» в meditatio XIX, жители которой живут, окружённые ложью.
››› «Пещера» – это убежище незнания и забытья, предательство самого себя, мир иллюзий, от которого избавляется Винсент / Эрго Прокси.
››› «Пещера» – это сама ложь, и какой бы болезненной ни была истина, главные герои выбирают «трудный путь наружу».

«Лабиринт» в «Ergo Proxy» – это образ, метафора и при этом нечто материальное. Это ловушка, где поджидает Минотавр – и сложная конструкция, выстроенная Дедалом по приказу царя… Можно воспринимать его проявления как воплощения одной идеи – или как развитие этой идеи от культового и архитектурного сооружения до символа… ››погрузиться‹‹
Но в первую очередь Лабиринт – это загадка, побуждающая действовать, чтобы найти выход.
Лабиринт воплощён в городе Ромдо, из которого пытаются выбраться зараженные вирусом Cogito автолейвы – а потом и сам «охотник на автолейвов» Винсент Лоу, который воспользовался результатами собственного расследования и отправился по той же дороге, по которой следовали носители вируса Cogito.
В какой-то мере Винсент заразился «человеческой версией» Cogito: Ромдо стал для Винсента убежищем от самого себя, ловушкой пустого существования без смысла и без мыслей – а потом настало время уходить.
И хотя поиск выхода из лабиринта подсознания и памяти начался в материальном мире, в подсознательном пространстве meditatio XI возникает настоящий лабиринт:
Одно из проявлений этого образа – Спираль.
Лабиринт начинался со спирали, которая позволяет в упрощённой форме воплотить идею «долгого и трудного пути к цели, которая, кажется, находится очень близко».
Лабиринт – это испытание, путь, который надо пройти до конца, каким бы трудным и запутанным он ни был. Развитие (совершенствование), которое с каждым витком спирали обретает идущий, лишь опосредованно связано с самой дорогой. Смысл отнюдь не в пройдённом расстоянии...
«Лабиринт» – это последний – правильный – ответ в «кошмарной» викторине «who wants to be in jeopardy!» в meditatio XV
meditatio I
Сцена в столовой – разговор Винсента с автолейвом Дороти.

Из букв в тарелке можно сложить слово «Awakening» – «пробуждение».
meditatio IV
В бреду Винсент вновь видит ту же самую сцену:

Буквы в тарелке складываются в слово «Misfit» – в переносном значении, «плохо приспособленный к окружающим условиям, неприспособленный к жизни человек, неудачник, человек, непригодный ни для какой работы».
В англоязычной культуре (а по сути – в мировой) сказки Кэрролла занимают одно из первых мест по количеству упоминаний, цитат и ссылок, уступая лишь Библии и Шекспиру.
Цитирование «Алисы» сравнимо разве что с многочисленностью трактовок этих первоначально детских сказок – от политического памфлета до вывертов подсознания, хотя сам Кэрролл с юмором воспринимал попытки поклонников психоанализа «разобрать» образы кроличьей норы или изменяющегося роста Алисы… ››погрузиться‹‹
В «Ergo Proxy» обнаруживаются много явных и скрытых отсылок к этому произведению, самая очевидная:
Кролик, который ведёт:
- ››› это Пино, за которой следует Винсент в meditatio III, когда пытается выбраться из Ромдо,
- ››› корабль «Сенцон Тоточтин», или «Усаги» (Кролик) на котором путешествуют главные герои,
- ››› и сама Пино – в тех многочисленных случаях, когда она то и дело куда-нибудь забредает. И её приходится искать.
В meditatio VIII есть аллюзии на сцену в Саду Роз – а также на карты из «Страны чудес».
В meditatio XI Хранитель Памяти и внешним своим видом, и вопросами «что ты ищешь?» очень напоминает Чеширского Кота:


Многие события из путешествия Винсента происходили в его снах и видениях – что не отменяет их значимость – и все приключения Алисы также случились в «вымороченном» мире сна и зазеркалья.
В целом символичность и «условность», парадоксальность и даже «сказочность» «Ergo Proxy» во многом близка Кэрроллу.
Известно, что в аниме глаза изображаются более детально, чем остальные черты лица.
Одна из особенностей японской анимации состоит в том, что по глазам часто можно сделать вывод о персонаже в целом. Положительные, веселые, дружелюбные главные герои обычно рисуются с большими, блестящими, полными жизни глазами. У замкнутых, мрачных или отрицательных героев суженые глаза, иногда закрытые или оттененные челкой. Хитрые или подчеркнуто-вежливые персонажи изображаются с глазами лисицы – как бы всё время закрытыми, будто персонаж постоянно улыбается, однако примерно такие же по форме могут иметь и обыкновенные сони. Если персонажа вдруг лишают магическим способом воли или даже души, его глаза теряют блеск и становятся безжизненными — из них исчезают все блики. У детей глаза обычно изображены очень большими, старики же (за крайне редким исключением) имеют глаза маленькие, с маленьким зрачком.
В мировой культуре глазам также уделяется особое внимание... ››погрузиться‹‹
При первом своём появлении Винсент – робкий молодой человек с глазами-щёлочками. Живёт себе, крепко зажмурившись, по принципу «меньше знаешь – крепче спишь»…
Поскольку основная информация поступает через зрение, то это нарочитый «уход от мира».
Сначала создаётся впечатление, что он
всегда был таким и навсегда таким останется:

Глаза у него открываются постепенно –
с шока и болезни, вызванной уходом из Ромдо:

Он учится этому, привыкает смотреть на мир –
и принимать его таким, каков он есть.
Не отворачиваться, даже если очень страшно…

Став кормчим «Усаги», он день за днём
вглядывается во тьму, царящую вокруг.

Глаза становятся не просто «зеркалом души»,
но своего рода «символом человеческого» –
поскольку у Прокси глаза мёртвые,
ничего не выражающие – как у статуи:

Победив своё «второе я», Винсент
возвращает себе человеческий облик.

Впрочем, ненадолго.

Интересная деталь: в записной книжке Рил и в других материалах есть данные на Винсента, где указано, в числе прочего, что цвет глаз у него голубой:
«Eyes: blue»

Но глаза у Винсента определённо зелёные:

Ошибка? Да ещё в таком важном вопросе?
На самом деле они голубые. То есть зелёные. Цвета «ао» – 青 ... ››погрузиться‹‹
«СМЕРТЬ АВТОРА» – парадигмальная фигура постмодернистской текстологии, фиксирующая идею самодвижения текста как самодостаточной процедуры смыслопорождения.
В аксиологической системе постмодернизма Автор символизирует идею внешней принудительной каузальности, в ситуации которой линейный тип детерминизма предполагает и линейное объяснение явления через указание на его единственную и исчерпывающую причину, в качестве которой для текста выступает Автор, ибо, по оценке Р.Барта, в системе отсчета традиционной западной рациональности «внешняя причина причиннее других причин».
В контексте культуры классического западного образца оформляется стиль мышления, предполагающий конституирование не только выраженного противостояния субъекта и внеположенного ему объекта, но и акцентированной парадигматической фигуры отнесения любого результативного процесса к субъекту как агенту этого процесса, мыслимому в качестве Автора.
На уровне мышления повседневности это проявляется в практикуемой обыденным языком формуле так называемого «примысленного субъекта» в грамматических конструкциях, передающих ситуацию безличного процесса (в диапазоне от древнегреческого «Зевс дождит» – до современного английского «it is raining», – в отличие от семантически изоморфных, но структурно принципиально иных «дождит» в русском или «ploae» в молдавском языках)… ››погрузиться‹‹
meditatio XV – Вопросы телевикторины:
Вопрос: Какой наиболее важный источник энергии в XXI веке, создаваемый подземной компрессией метана?
Ответ: Гидрат метана.
Вопрос: Сколько процентов жизненных форм на Земле было уничтожено цепными взрывами запасов метана?
Ответ: 85%.
И то, и другое вполне возможно, допустимо и осуществимо.

ГИДРАТ МЕТАНА – супрамолекулярное соединение метана с водой. Устойчив при низких температурах и повышенных давлениях. Широко распространён в природе.
В 40-е годы советские учёные высказывают гипотезу о наличии залежей газовых гидратов в зоне вечной мерзлоты. В 60-е годы они же обнаруживают первые месторождения газовых гидратов на севере СССР. С этого момента газовые гидраты начинают рассматриваться как потенциальный источник топлива.
Постепенно выясняется их широкое распространение в океанах и нестабильность при повышении температуры. Поэтому сейчас природные газовые гидраты приковывают особое внимание как возможный источник ископаемого топлива, а также участник изменений климата… ››погрузиться‹‹

666, т.называемое «число зверя», появляется в meditatio XV – как цена одного из призов в «Дьявольской викторине» Прокси MCQ.
Кроме того, это число присутствует в ID Рауля Крида, Генерального директор Бюро Безопасности: «039666» – возможно, как указание на «дьявольскую» природу Крида, или намёк на его богоборчество, поскольку он вознамерился уничтожить бога-прокси.
… ››погрузиться‹‹
Карпы-флаги появляются в meditatio XV – на телевидении Прокси MCQ, в Викторине Ошибок.
Викторина Ошибок может быть показана в любой момент шоу.
Ответ на вопрос последней Викторины: Две потерянные ячейки на флаге «коинобори» во время Дня Мальчиков.
День мальчиков – известный японский праздник… Но какое отношение этот вопрос имеет к путешествию Рил, Винсента и Пино?
С одной стороны, карп символизирует стойкость и упорство, и по одной из легенд, может превратиться в дракона, если преодолеет все пороги ручья… ››погрузиться‹‹
Но также можно обратить внимание на то, что
из трёх карпов на картинке недостаёт чешуек именно у красного
– а в meditatio XV именно одетый в красное Винсент получал «недостающие фрагменты мозаики».
Рил-в-чёрном и малышка Пино-в-синем только поддерживали его:

Один из самых издевательских моментов в meditatio XV – когда благодарные зрители-автолейвы дарят ведущему шоу и своему создателю-хранителю Прокси MCQ цветы и благодарят за всё, что он сделал – благодарят на мотив «хеппи бёздей»… ››погрузиться‹‹
Правда, «празднуют» они не день рождения Прокси – а, наоборот, его грядущую смерть, так как Винсент (Proxy One?) выиграл в Дьявольской Викторине, а значит, ведущий должен умереть. Такие правила.
meditatio XVI – одна из самых удивительных серий, поскольку герои в ней занимаются исключительно бездельем и всякой фигнёй, и оттого кажутся совершенно живыми… Особенно Винсент и Пино, а вот Рил проявляет все признаки хронического трудоголизма: суетится, волнуется, придумывает себе расследования.
Например, Рил пытается выяснить проблему, связанную с тем, что Пино предпочитает пользоваться левой рукой:
«Обычно Автолейвы владеют обеими руками одинаково.
Может ли то, что она предпочитает левую руку правой, быть доказательством того, что в её теле появилась душа?»
фансаб: ©yHuKyM

Расследование терпит крах, да и при чём здесь человеческая леворукость и праворукость, если мозг у Пино точно не человеческий?..
А вот в намёке на душу смысл есть: Пино постоянно демонстрирует свободу воли. У неё, в отличие от Игги и Кристевы, нет raison d'être. Она просто живёт.
… ››погрузиться‹‹
Что касается Прокси, то есть Винсента, за которым Рил следит не менее пристально, то и здесь её способности наблюдателя терпят поражение.
Ещё до того, как взяться за Пино, Рил столкнула Винсента с борта корабля. Видимо, то, каким образом он приземлился, дало ей основание записать у себя в дневнике: «Vincent is left-handed». Тогда, в начале «испытания бездельем» она, безусловно, была очень самоуверенной… Однако, Винсент оказался самым обыкновенным правшой.
Предположение:
Рил не просто так беспокоила леворукость своих попутчиков: в древности левши считались колдунами. Поэтому Рил так присматривалась к Винсенту…


Вместо оставленной в Ромдо электронной записной книжки Рил пользуется для записей простым бумажным блокнотом… Но в meditatio XVI он всё равно исчезнет, унесённый спасительным ветром.
Конечно, есть что-то пародийное в её «дорогой дневник, сегодня всё, как обычно», и вряд ли Рил сильно переживала, потеряв свои записи со схемами, логическими цепочками и попытками определить, кто такой Винсент, Прокси и «зачем это всё».
А может быть, потеря дневника стала платой за обретённую истину, которую «невозможно записать»? Своего рода цена за способность расслабиться, призвать ветер, насладиться красотой северного сияния.
В конце meditatio XVI Рил, Винсент и Пино становятся ближе друг к другу… И у Рил появляется более близкий собеседник, чем дневник.
Тем не менее, кроме обычных «полицейских» записей в дневнике Рил есть строки, похожие на стихи: «О ветре, который найдёт истину» и «О Земле Изобилия, осенённой светом истины».
Сама она сочиняла эти стихи или услышала где-то? Ведь «Земля Изобилия» – это песня Леонарда Коэна с его альбома 2001 года «Десять Новых Песен»… ››погрузиться‹‹
Пино любит музыку – даже вне стен Ромдо она находит себе музыкальный инструмент ксилофон – тоже с клавишами. Она любила играть на пианино дома – для «папы». Она играла в meditatio I после первой встречи с Винсентом.
В meditatio XVII она нашла пианино в пещере и играла для «выродившихся» жителей погибшего города. А в видениях meditatio XX на рояль был похож дом, где Рил/Винсент прятала Пино.
Музыка выражает чистые эмоции, музыка противоположна рациональности, музыка помогает выразить или понять душу.
Так что автолейву-Пиноккио было очень легко обрести душу – Пино уже была «заражена» человечностью.

ERGO PROXY В СВЕТЕ ЮНГИАНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Расстановка сил:
Главный герой Винсент Лоу – это сознательное «Я», пытающееся рационально разобраться во всей кутерьме событий.
Рил Мейер – это Анима (Анима – это женское начало, присутствующее в каждом мужчине).
Как и полагается, Винсент и Рил представляют собой практически полные противоположности, их отношения сложны и запутанны.
Винсент одновременно тянется к Рил и боится ее (собственно, это классические отношения «Я» и «Анимы»). Рил, соответственно, испытывает подобные же чувства.
Пино – архетип Ребенка. Архетип Ребенок несколько отличается от реальных детей, поэтому иногда Пино ведет себя весьма мудро, и в понимании происходящего превосходит и Винсента и Рил (как например в серии с двойниками).
Главный герой в образе Эрго Прокси – Тень. «Тень» – это все темное, негативное, отрицаемое сознанием. Именно это отрицание наблюдается на протяжении первой половины сериала. Здесь показательно использование маски – герой не хочет узнавать в Эрго Прокси самого себя.
Смысл происходящего:
Главный герой пытается обрести целостность, сформировать конструктивные отношения с коллективным бессознательным, которое представлено архетипами. Не случайно одна из ключевых фраз сериала: «Разделенное должно стать единым».
С этой целью главный герой отправляется в путешествие, которое может символизировать путешествие внутрь самого себя.
Об этом в частности, свидетельствует тот момент когда Винсент находит, наконец, свои воспоминания на самом дне своего подсознания, однако они написаны языком бессознательного и его сознательное «Я» понять их не в силах.
Таким образом, аналитическая деятельность не приводит к положительному результату.
Достичь единства своих архетипических воплощений возможно только во взаимодействии с ними, как с относительно самостоятельными сущностями. Именно в опыте такого взаимодействия настоящая ценность и смысл путешествия.
Наиболее легко и безболезненно проходит принятие Пино, с Рил ситуация сложнее, но самым трудным является принять Тень (но при этом сохранить себя как «Я»).
Но, в конце концов, герою это удается, он обретает единство под аккомпанемент рушащегося Ромдо – своего прежнего мира, полного условностей и запретов, которые более не властны над героем.

Город-крепость, возвращение домой, поиски и самоубийство бога – в «Ergo Proxy» многократно воплотились все эти далеко не новые сюжеты.
Но ведь других – нет...
Хорхе Луис Борхес
«Четыре цикла»
Историй всего четыре. Одна, самая старая – об укрепленном городе, который штурмуют и обороняют герои. Защитники знают, что город обречен мечу и огню, а сопротивление бесполезно; самый прославленный из завоевателей, Ахилл, знает, что обречен погибнуть, не дожив до победы. Века принесли в сюжет элементы волшебства. Так, стали считать, что Елена, ради которой погибали армии, была прекрасным облаком, виденьем; призраком был и громадный пустотелый конь, укрывший ахейцев. Гомеру доведется пересказать эту легенду не первым; от поэта четырнадцатого века останется строка, пришедшая мне на память: «The borgh brittened and brent to brondes and askes» Данте Габриэль Россетти, вероятно, представит, что судьба Трои решилась уже в тот миг, когда Парис воспылал страстью к Елене; Йитс предпочтет мгновение, когда Леда сплетается с Богом, принявшим образ лебедя.
Вторая, связанная с первой, – о возвращении. Об Улиссе, после десяти лет скитаний по грозным морям и остановок на зачарованных островах приплывшем к родной Итаке, и о северных богах, вслед за уничтожением земли видящих, как она, зеленея и лучась, вновь восстает из моря, и находящих в траве шахматные фигуры, которыми сражались накануне.
Третья история – о поиске. Можно считать ее вариантом предыдущей. Это Ясон, плывущий за золотым руном, и тридцать персидских птиц, пересекающих горы и моря, чтобы увидеть лик своего бога – Симурга, который есть каждая из них и все они разом. В прошлом любое начинание завершалось удачей. Один герой похищал в итоге золотые яблоки, другому в итоге удавалось захватить Грааль. Теперь поиски обречены на провал. Капитан Ахав попадает в кита, но кит его все-таки уничтожает; героев Джеймса и Кафки может ждать только поражение. Мы так бедны отвагой и верой, что видим в счастливом конце лишь грубо сфабрикованное потворство массовым вкусам. Мы не способны верить в рай и еще меньше – в ад.
Последняя история – о самоубийстве бога. Атис во Фригии калечит и убивает себя; Один жертвует собой Одину, самому себе, девять дней вися на дереве, пригвожденный копьем; Христа распинают римские легионеры.
Историй всего четыре. И сколько бы времени нам ни осталось, мы будем пересказывать их – в том или ином виде.
|