‹‹‹ вынырнуть
вперёд ›››
‹‹‹ суммировать ›››
ДЕЛЕЗ и ГВАТТАРИ

ДЕЛЕЗ и ГВАТТАРИ

Феликс Гваттари

Жиль Делез

Ризома


Шизоанализ


Машинное бессознательное



РИЗОМА

«Ризома» – сочинение Делеза и Гваттари (1976), впоследствии в переработанном виде включено во 2 том книги «Капитализм и шизофрения. Миллион плато».

Ризома представляет собой пучкообразную, децентрализованную структуру, где все существующие смыслы выступают на разных уровнях (плато). Применяется к представлению о процессах, происходящих в культуре.

Такое видение культуры было непосредственно связано с реальностью сетевых технологий, а сам образ ризомы стал воплощением образа Интернета – так, собственно, построена вся культура в сети: уходит мышление оппозициями, изменяется представление о центре и периферии, читатель может дополнять и исправлять автора.

ШИЗОАНАЛИЗ

Шизоанализ – метод культурологических исследований, предлагаемый Делезом и Гваттари в качестве альтернативы психоанализу.

Шизоанализ мыслится как удар не только по капитализму, но и по его духовному плоду – психоанализу, выявив их общую границу – шизофрению.

Побудительным стимулом создания нового метода послужило стремление сломать устоявшийся стереотип западного интеллигента – пассивного пациента психоаналитика, «невротика на кушетке» и утвердить нетрадиционную модель активной личности – «прогуливающегося шизофреника».

«Шизофреник» здесь – не психиатрическое, а социально-политическое понятие; «шизо» – не реальный психически больной человек (хотя исследуется и этот случай), а тотально отвергающий капиталистический социум и живущий по законам «желающего производства».
Его прототипы – персонажи С. Беккета, А. Арто, Ф. Кафки, воплощающие в чистом виде модель человека – «желающей машины», «позвоночно-машинного животного».

Цель шизоанализа – выявление бессознательного либидо социально-исторического процесса, не зависящего от его рационального содержания. Наиболее кратким путем достижения этой цели является искусство.

МАШИННОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ

Гваттари разработал концепцию «машинного бессознательного», согласно которой бессознательное наполнено всевозможными абстрактными машинизмами, побуждающими его к воспроизводству различных образов, слов и желаний. Особое внимание он уделял разработке теоретических проблем «производства желания» как совокупности пассивных синтезов самопроизводства бессознательного.

Согласно Гваттари, «персонификация... аппаратов (Сверх-Я, Я, Оно)» суть «театральная постановка, которая заменяет подлинные продуктивные силы бессознательного простыми ценностями представления... машины желания и начинают все более и более становиться театральными машинами: Сверх-Я (вытесняет бессознательное), танатос (инстинкт смерти) выскакивают, как «бог из машины».

Ресурсы:





‹‹‹ вынырнуть
вперёд ›››
‹‹‹ суммировать ›››