‹‹‹ вынырнуть
вперёд ›››
‹‹‹ суммировать ›››
Рил

RE-L124c41+

Ральф 124C 41+


Роман Гернсбека


Ральф-с-плюсом



РАЛЬФ 124C 41 ПЛЮС

«Ralph 124C 41+» – роман Хьюго Гернсбека, один из классических примеров научно-популяризаторской фантастики.
Публикация романа началась в журнале «Modern Electrics» в апреле 1911 года и продолжалась в течение года до марта 1912 года (в 12 номерах журнала). В предисловии к первому фрагменту было сказано, что роман должен «рассказать читателю о будущем с точностью, совместимой с современным поразительным развитием науки».

Действие романа разворачивается в мире 2660 года.
Главный герой – непревзойденный ученый и изобретатель Ральф 124C 41+. По замыслу автора, «124С 41» должно было читаться как «one-to-fore-see for-all» – «тот, кто предвидит для всех», а добавленный «+» означает, что человек относится к десяти самым выдающимся умам земной цивилизации.

Роман построен как последовательное описание фантастических научных идей и технических устройств, которые использует или проектирует Ральф; романтическая линия используется только как необходимый сюжетный стержень.

В результате неправильного соединения через «телефот» дальней беспроводной связи (сейчас сказали бы «видеофон») Ральф знакомится с девушкой Элис 212B 423, тут же спасает ее от опасности, затем знакомится с двумя претендентами на ее руку — землянином и марсианином. Марсианин похищает Элис и увозит ее на космическом корабле, однако Ральф его настигает. В перестрелке девушка случайно погибает, но Ральф доставляет ее в глубокой заморозке на Землю и реанимирует.

РОМАН ГЕРНСБЕКА

Скажем откровенно – писателем Гернсбек был, мягко говоря, не блестящим. К счастью, он не был и графоманом. Немногие художественные тексты, которыми Хьюго осчастливил человечество, хотя и убоги с литературной точки зрения, зато точно соответствуют задачам, которые ставил перед собой сам автор.
Вот что Гернсбек счел нужным сообщить читателям в предуведомлении к первому фрагменту своей повести:
«Эта повесть, действие которой происходит в 2660 году, будет печататься в нашем журнале на протяжении года. Она должна рассказать читателю о будущем с точностью, совместимой с современным поразительным развитием науки. Автору хочется особо обратить внимание читателя на то обстоятельство, что, хотя многие изобретения и события в повести могут показаться ему странными и невероятными, они не невозможны и не выходят за пределы досягаемости науки».

Никаких других достоинств, кроме предельной насыщенности описаниями достижений науки и техники будущего, «Ральф 124С 41+» не предполагает, и автор в этот текст сознательно не закладывал ничего сверх того. Повесть должна была восприниматься читателем как свод патентных заявок на футуристические изобретения и открытия. Все предсказанные в повести изобретения и открытия, считал Гернсбек, будут, рано или поздно, непременно осуществлены.

Сейчас, спустя девяносто лет после первой публикации, «Ральф 124С 41+» воспринимается почти как археологический памятник. Для сегодняшнего читателя многочисленные изобретения Ральфа 124С 41+ куда больше говорят об идеях и концепциях, преобладавших в начале XX века, чем о последующем развитии науки. Кое-какие из этих концепций – например, идея мирового эфира как среды, в которой распространяются электромагнитные колебания, – устарели почти сразу после написания повести (и Гернсбек добросовестно указывал на это при переиздании «Ральфа»), некоторые были воплощены в жизнь практически буква в букву – как, скажем, искусственное освещение спортивных площадок, – но на концептуальную новизну не тянули.

Другие идеи демонстрируют некоторые способности автора к линейной экстраполяции – но опять же на основе популярных в начале XX века технических решений.
Например, Гернсбеку показалось разумным уменьшить формат ежедневной газеты до размеров почтовой марки и изобрести для ее чтения специальный проектор – и в этом он предвосхитил идею и технологию микрофильмов (которые, кстати, мгновенно устарели после компьютеризации архивов). Но уменьшенная футуристическая газета по-прежнему верстается в 12 столбцов, что для чтения с экрана определенно неудобно...

Или идея беспроводной передачи энергии – действительно, если можно передавать электромагнитные сигналы без проводов, то почему бы не передавать и энергию?
Правда, процесс передачи энергии, в описании Гернсбека напоминает скорее стихийное бедствие: вокруг передатчика энергии образуется «эфирный вакуум» (где, по мысли автора, не могут существовать никакие электромагнитные волны, в том числе и светового диапазона), все металлические предметы в радиусе десятков миль намагничиваются или накаляются добела, гудят сирены, вибрируют здания – причем некоторые из них входят в резонансные колебания и не разрушаются лишь благодаря тому, что построены из стилония – «новейшего заменителя стали»... Вся это катастрофа происходит, обратите внимание, в центре Нью-Йорка.

РАЛЬФ-C-ПЛЮСОМ

Но грешно иронизировать над заблуждениями и наивными представлениями почти вековой давности. Гораздо интереснее взглянуть на «Ральфа 124С 41+» как на отражение особенностей характера ее автора.
Как бы ни было опасно для исследователя хотя бы в малой степени отождествлять автора с его героем, в данном случае можно предположить, что Гернсбек, создавая Ральфа-с-плюсом, рисовал именно своего героя – такого, каким он хотел бы видеть себя.

Ральф – реализовавшийся новатор-изобретатель, один из десятка людей планеты, которым в знак их заслуг перед наукой и человечеством дозволено прибавить к имени знак "плюс". Он накоротке с президентом Земли, человеком, чей портрет во время фестиваля рисуется в небе «воздухолетами» и вызывает пятиминутные овации граждан Нью-Йорка. Ральфа утомило всеобщее признание его заслуг, он нехотя соглашается показаться на публике, когда народные массы намерены воздать ему почести за научно организованное спасение от верной гибели героини романа. Изобретатель живет в роскошном доме, великолепно приспособленном для научных исследований, его обслуживает камердинер...

Это мечта – мечта о роли, которую изобретатель должен, по мысли Гернсбека, играть в правильно устроенном обществе. Это мечта – мечта о признании заслуг изобретателя перед обществом. Это мечта – мечта о мире, в котором изобретатель может не озабочиваться зарабатыванием средств для создания все новых и новых машин, материалов, технологий...

Изобретатели в мире этой мечты сделают для общества все. Они обеспечат его дешевой солнечной энергией. Они замостят улицы городов новейшим металлом, сквозь который не пробьется ни один докучливый сорняк. Они создадут устройства для того, чтобы театральные спектакли можно было смотреть, не выходя из квартиры, и таким образом окончательно и бесповоротно приобщат массы к культуре. Они решат транспортные проблемы с помощью подводного туннеля под Атлантикой, электрических роликовых коньков и "целиком сделанных из металла" летающих автомобилей...

Ресурсы:





‹‹‹ вынырнуть
вперёд ›››
‹‹‹ суммировать ›››