НАЗВАНИЯ СЕРИЙmeditatiomeditatio Iawakeningはじまりの鼓動meditatio IIconfession良き市民の告白meditatio IIImazecity無への跳躍meditatio IVfutu-risk未来詠み、未来黄泉meditatio VTASOGARE召還meditatio VIdomecoming帰還meditatio VIIre-l124c41+リル124C41+meditatio VIIIshining sign光線meditatio IXangel's share輝きの破片meditatio Xcytotropism存在meditatio XIanamnesis白い闇の中meditatio XIIhideout君微笑めばmeditatio XIIIwrong way home構想の死角meditatio XIVophelia貴方に似た誰かmeditatio XVwho wants to be in jeopardy!生 悪夢のクイズSHOW!meditatio XVIbusy doing nothingデッドカームmeditatio XVIIterra incognita終わらない戦いmeditatio XVIIIlife after god終着の調べmeditatio XIXeternal smile少女スマイルmeditatio XXGoodbye Vincent虚空の聖眼meditatio XXIshampoo planet時果つる処meditatio XXIIbilbul桎梏meditatio XXIIIdeus ex machina代理人meditatiomeditatio (лат.) – «размышление», «обдумывание», «медитация» МЕДИАЦИЯ (mediatio) – посредничество; медиаторный, посредствующий. МЕДИТАЦИЯ (meditatio) – интенсивное, проникающее вглубь размышление, погружение умом в предмет, идею и т. д., которое достигается путем сосредоточенности на одном объекте и устранения всех факторов, рассеивающих внимание, как внешних (звук, свет), так и внутренних (физическое, эмоциональное и др. напряжение). До XX века этот термин «медитация» обозначал просто глубокое размышление, концентрацию на проблеме, внутреннюю молитву (редк.), а также форму философской лирики (лит.). …››погрузиться‹‹В конце XIX века, со времени увлечения европейцев буддизмом и индийской йогой, под этим термином стали понимать процесс приведения психики в особое состояние внутренней сосредоточенности – это состояние сознания, переходное между телесным и внетелесным пребыванием, часто называют медитативным трансом. На сегодняшний момент медитацией называется любое состояние сознания, при котором остановлен внутренний диалог, полная тишина в уме. Также, существует описание медитации в терминах отрицания: состояние, не связанное с умственной деятельностью (а именно связано непосредственно с собственным Духом). Состояние за пределами состояний, как выход за пределы определяемости с помощью ума. Трансформация Духа. Освобождение Духа от «власти» ума, страстей, желаний, страхов через полное расслабление и затухание мыслей или через специфическую технику. Некоторые техники связаны с созерцанием, например, дыхания или действий, которые выполняются людьми повседневно. Или особого рода дыханием (техники реберсинг, вайвейшион, холотропное дыхание, свободное дыхание). Целью практик медитаций является переход в более «высшие» состояния сознания, в которых ум является не центром, в котором формируется Воля, а лишь инструментом. Восточный тип медитации (представленный всеми формами йоги в Индии, даосизмом в Китае) предлагает религиозно-мистическое растворение индивидуального сознания в безличностном, океаноподобном абсолюте – ситуация, реализуемая образами мотылька, сгорающего в пламени свечи, или соляной куклы, которая растворяется в воде моря. Другое религиозно-мистическое направление медитации, культивировавшееся христианством, трактовало ее как слияние двух личностей (человеческой и божественной). Вообще методы медитации разнообразны; интерес к ней и ее психотерапевтическим аспектам характерен для некоторых течений психоанализа (Юнг) meditatio I![]() awakeningawakening – «Пробуждение» はじまりの鼓動はじまりの鼓動 (Hajimari no Kodō) – «Пульс пробуждения» «Пульсирование начала» (от 始まり – «начинаться») ERGOAwakening ›››
![]() Пробуждение – всеобъемлющее понятие, которое может быть истолковано как «путь от сна/лжи к реальности/истине», что связано с идеями Платона и развитием эпистемологии и гносеологии…››погрузиться‹‹ В современной массовой культуре тема «пробуждения» была раскрыта в «Матрице» братьев Вачовски (главный герой обнаруживает, что окружающий мир на самом деле – виртуальная реальность, созданная машинами для того чтобы эксплуатировать людей). Пробуждение для «принцессы» Рил, происходит как в сказке – почти поцелуем. Ее «поиск правды» начинается с надписи на зеркале… В истории американского христианства выделяют «Great Awakening» – как часть христианского движения, т.называемый «ривайвелизм»…››погрузиться‹‹ meditatio II![]() confessionconfession – можно перевести как
良き市民の告白良き市民の告白 (Yoki Shimin no Kokuhaku) – «Признание Хорошего Горожанина» ERGOConfession – это в первую очередь допрос Винсента, на котором он доказывал, что «ничего не делал». А в это время образцовая горожанка Рил Мейер теряет веру в Ромдо, когда сталкивается с попыткой замять инцидент с «чудовищами». То, что казалось скучной и спокойной правдой – суть ложь, но Рил заставляют отказаться от поисков настоящей правды. Но в сериале есть и другой «хороший горожанин» – Рауль Крид, генеральный директор Бюро Безопасности. Весь из себя безупречный, соблюдающий правила, более того, посвятивший жизнь охране законности… И обнаруживший, что соблюдение правил никого не может спасти. При столкновении с Прокси он теряет всё самое дорогое, в том числе и часть себя – спокойствие, уважение к закону, осознание собственной силы. Первое столкновение с Прокси обусловило надлом цельности Рауля, что в итоге привело «достойного гражданина» к «недостойным» поступкам. Четвёртый участник «конфессии» – Пино, застывшая в молитвенной позе с глазами, обращёнными к неведомому богу – словно прозревшая язычница, получившая Откровение, а вдобавок и душу. meditatio III![]() mazecitymazecity – «Город-лабиринт» 無への跳躍無への跳躍 (Mu e no Chōyaku) – «Leap into the Void» – «Прыжок в пустоту» «Leap into the Void» – название эпизода повторяет название научно-фантастического романа Александра Беляева «Прыжок в ничто» (в английском переводе)…››погрузиться‹‹ ERGOГород-лабиринт ›››
meditatio IV![]() futu-riskfutu-risk – игра слов: «футу[ризм]» + «риск» «Футуриск» 未来詠み、未来黄泉未来詠み、未来黄泉 (Mirai Yomi, Mirai Yomi) «Признаки будущего, ад будущего» «Читать в грядущем наступающий ад» В названии использованы омонимы (одинаково звучащие слова) «чтение» и «обитель мёртвых, тот свет».
ERGOfutu-risk ›››
meditatio V
![]() TASOGARETASOGARE – 黄昏 (тасо-гарэ) – «сумерки» 召還召還 (Shōkan) «Призыв вернуться» «Отзыв» (как действие) «Сигнал к возвращению» ERGOСумерки ›››
Призыв вернуться ›››
meditatio VI![]() domecomingdomecoming – игра слов: «dome» (купол) и «home-coming» (возвращение домой, возвращение на родину) «Возвращение в родной купол» 帰還帰還 (Kikan) «Возвращение домой» «Репатриация» ERGOВозвращение домой ›››
meditatio VII![]() re-l124c41+リル124C41+ERGOРил ›››
meditatio VIII![]() shining signshining sign – «Сияющий знак» 光線光線 (Kōsen) – «Луч света» ERGOЛуч света – Сияющий знак ›››
meditatio IX![]() angel's shareangel's share – «Доля ангелов» Название можно расшифровать буквально – или сообразно установившему понятию: «Долей ангелов» называют количество (долю) испарившегося за время выдержки в бочках алкогольного напитка. Термин применяется по отношению к таким напиткам как коньяк или виски, для которых верно правило: «Чем меньше воды – тем лучше». Впрочем, золотоволосый Казкис Хауэр предпочитает вино – с бокалом практически не расстаётся… 輝きの破片輝きの破片 (Kagayaki no Hahen) «Осколки [былого] великолепия» «Осколки блеска» ERGOДоля ангелов ›››
Осколки ›››
meditatio X![]() cytotropismcytotropism – «цитотропизм» Цитотропизм (цитотаксис) относится к явлениям, связанным с реакцией организмов на внешние раздражители. Цитотропизм представляет собой процессы привлечения и отталкивания одной клетки от другой – причём клетки могут быть как одной природы, так и разной. Фактически, цитотропизмом можно назвать реакцию клеток друг на друга, и такая реакция может привести как к поглощению, так и к образованию новых тканей или появлению новых организмов…››погрузиться‹‹ 存在ERGOСуществование – Взаимодействие клеток ›››
meditatio XI![]() anamnesisanamnesis
白い闇の中白い闇の中 (Shiroi Yami no Naka) – «В белой тьме» ERGOАнамнезис ›››
Припоминание-анамнезис также связано с индивидуальностью и определением себя через речь Другого – на это указывают слова «Маски» из видений Винсента: «Это очевидная граница мира, граница между своим я и внешним миром. Это не «Я мыслю, значит, существую». Верно «Я мыслю, значит, ты существуешь» Белая тьма, или Чистый мрак ›››
«Белый шум, резонирующий с белым туманом, это ритм, доказывающий, что ты существуешь. Это сердцебиение, которое не уйдёт с этой сцены» . meditatio XII![]() hideouthideout – «убежище». Убежища и пещеры – один из ключевых образов «Ergo Proxy»…››погрузиться‹‹ hideout – переводится как «убежище» hide out можно перевести как «выбираться наружу», «раскрываться» Здесь почти всё действие происходит в убежище, некой пещере, укрытии. И здесь бóльшая часть действий состоит в раскрытии и неком «освобождении»:
君微笑めば君微笑めば (Kimi Hohoemeba) – «Когда ты еле заметно улыбаешься» ERGOУбежище ›››
![]() Здесь хватает улыбок, полуулыбок и ситуаций, когда ждёшь от другого хоть какой-то нежности или внимания ›››
![]() meditatio XIII![]() wrong way homewrong way home – «неверный путь домой» Вариация на тему распространённого в англоязычной культуре названия «Long Way Home» – сейчас это устойчивое выражение, литературный штамп…››погрузиться‹‹ 構想の死角構想の死角 (Kōsō no Shikaku) – «Conceptual Blindspot» – «Когнитивная Мёртвая Зона» Вероятно, по аналогии с понятием «когнитивный диссонанс»…››погрузиться‹‹ Другой возможный перевод – «Слепое пятно в сознании», т.к. blind-spot переводится как «мёртвая / слепая зона, т.е. область, невидимая или недосягаемая в нормальных условиях», как у зеркала заднего вида автомобиля или не простреливающая зона в оборонительных укреплениях. Название серии 構想の死角 также является отсылкой к японскому варианту названия серии в телесериале «Коломбо»…››погрузиться‹‹ ERGOНеверный путь домой ›››
meditatio XIV![]() ophelia![]()
貴方に似た誰か貴方に似た誰か (Anata ni Nita Dare ka) – «Кто-то, похожий на тебя» ERGO«Шутки» Прокси-Оборотня – это как отражения в воде – или отражения двух желаний «покончить с мукой бытия». Но схожесть не означает идентичности – как признался Винсент: «Этот Прокси менял свою форму, надеясь, что другие примут его. На самом деле, я был точно таким же. Однако, я начал меняться во время этого путешествия, с того момента, как я встретил Рил и Пино. Если я изменюсь, то изменится и мое видение смысла моего существования. Вот почему я не могу позволить себе исчезнуть, несмотря на то, что я Прокси». Таким образом, «кто-то, похожий на тебя» – это сам ты после перемен и изменений – или ты в прошлом – или возможный ты в предполагаемом будущем. Каждый человек – отражение и двойник самого себя во времени, каждый человек – оборотень, поскольку меняется с каждой минутой, сохраняя прежний облик. meditatio XV![]() who wants to be in jeopardy!who wants to be in jeopardy! – игра слов и названий игры:
生 悪夢のクイズSHOW!生 悪夢のクイズSHOW! (Nama Akumu no Kuizu Show!) – «Кошмарная Телевикторина» ERGOКОШМАРная телевикторина – подходящее определение к происходящему в этом эпизоде безобразию! Однако намёк на «всё это страшный сон» остаётся иллюзией: в Ромдо увидят трансляцию «QQQ» – и Прокси MCQ самоуничтожится оригинальным способом: вызвав на себя (и свой город) удар межконтинентальной баллистической ракеты, которую в Ромдо называют «Вознесением». meditatio XVI![]() busy doing nothingbusy doing nothing – «занятые ничегонеделанием». デッドカームデッドカーム (Deddo Kāmu) – Dead Calm – «Мёртвый штиль» – устойчивое выражение, обозначающее полное безветрие, ноль, нейтральность. Японское название записано катаканой – т.е. это джаплиш: «деддо кауму», переиначенная английская фраза. «Мёртвый штиль» – это застой, закрепощённость, невозможность выйти за пределы собственной клетки, ведь для того, чтобы сломать эту клетку необходимо осознать её существование – только тогда появляется возможность освободиться. Всё это относится к Рил. Это её отказ принимать существующий мир останавливает корабль мертвым штилем в унылой долине. Невозможность жить по старым правилам в новых условиях разрушает личность, унижает дух, вызывает агрессию. У агрессии есть два выхода: можно направить её на окружающий мир, обвиняя его в безысходности и несовершенстве, а можно использовать для разрушения собственных правил и установок. И тогда слабость становится силой. То, что ты разрушил, остается с тобой – из ограничителя превращается в движущий фактор (что проявляется в последней серии, когда Рил, осознавая всю бесполезность своих действий, продолжает действовать, и, в отличие от Дедала, обретает новый мир и новый смысл существования). Но это еще впереди. А сейчас мертвый штиль заканчивается улыбкой – принятием, улыбкой – выдохом, дыханием – возрожденным духом, дыханием – ветром. Испытание пройдено с честью, путешествие продолжается. ERGO«busy doing nothing» – оксюморон, в котором содержится солидная доля иронии по отношению к Рил, для которой «просто жить», т.е. бегать, играть, рисовать – это занятия, лишённые всякого смысла. Но вся практическая польза от времени, проведённого в ожидании ветра, для Рил разлетелась со страничками дневника… Вообще же ничегонеделание – удобный эвфемизм для понятия «обычная жизнь», а здесь герои ведут себя совсем как обычные люди. meditatio XVII![]() terra incognitaterra incognita – «неизвестная земля»…››погрузиться‹‹ 終わらない戦い終わらない戦い (Owaranai Tatakai) – «Вечный бой». ERGOterra incognita ›››
Это и есть вечный бой человека с окружающим миром, стремление выжить, призыв к борьбе, который исходит от Генерального директора Бюро Безопасности Рауля Крида: «Дайте мне приказ защитить этот город!
Вечный бой – и вечный цикл «верность – знание – измена», неотвратимость предательства, которую признают Советники:
Внешний мир начал восстанавливаться, но он всё ещё смертелен для нас». «Не было ещё человека, который мог бы долго занимать место руководителя Бюро Безопасности. Они используют своё положение, чтобы узнать то, что не следует знать и слишком много думают об этом. И, в конце концов, они отклоняются от верного пути».
Чтобы понять, куда стреляли «Вознесением», надо сперва разобраться, зачем. Рауль стрелял, чтобы отомстить Винсенту, это понятно. Но Рауль, в каком бы состоянии аффекта он ни находился, – не дурак. Это тот человек, которому явно хватит ума понимать: уничтожив цель путешествия, можно ранить куда сильнее, чем если попытаться наобум пальнуть в Винсента. А цель была вполне очевидна, ибо крупных городов на карте в мире «Эрго Прокси», судя по всему, всего два, да и происхождение Винсента известно. Но подлинная причина выстрела сложнее. Бунт Рауля не был самостоятельным – он был аккуратно спровоцирован Прокси Первым (о чём тот сказал в meditatio 23: «я развил чувства в несовершенном существе»). В «Эрго Прокси» нет просто галлюцинаций без причины – мерещащийся Раулю Винсент не случайно говорил голосом Прокси Первого. Идея ясна: Прокси Первый культивировал в Рауле жажду мести и ненависть к Винсенту, которая быстро перекинулась на Эрго Прокси в частности и всех прокси вообще. Прокси Первый не хотел становиться жертвой Пульса Пробуждения, однако лично у него было не слишком много вариантов. Он изо всех сил старался создать наследника – и в итоге преуспел – но в качестве запасного плана решил порушить как можно больше того, что было создано за время отсутствия изначальных людей. Поскольку мир находился в упадке, рушить пришлось не так уж много, в сущности – только Москву и Ромдо. Ромдо он разрушил руками мягко сошедшего с ума Дедала, а Москву... Москву – руками Рауля. Руководитель Бюро Безопасности не сам стрелял в город, куда ехал его заклятый враг. Рауль стрелял туда, куда Прокси Первый вынудил его стрелять. А Прокси Первому не было ровным счётом никакого дела до MCQ, его главной целью была месть создателям, которую он не мог осуществить своими руками. Вот ему и пришлось манипулировать всеми, кто оказался поблизости. meditatio XVIII![]() life after godlife after god – «Жизнь после Бога» – название романа Дугласа Коупленда Роман начинается с путешествия на машине – и бóльшая часть дороги проходит по довольно безлюдным местам. Книга наполнена размышлениями об одиночестве, о людях, расставании и смерти. …››погрузиться‹‹終着の調べ終着の調べ (Shūchaku no Shirabe) – «Расследование Окончательного Прибытия» ERGOИтак, Винсент достиг Москвы – чтобы обнаружить, что от его «родного города» остались лишь развалины. Расследованием занимается преимущественно Рил – а параллельно Proxy One убивает «Амнезию», охраняющего его воспоминания, чтобы пустить к ним Винсента. И теперь «поиски истины», расследование своей амнезии, вынуждают его пуститься в обратный путь. Финальное прибытие произошло в прошлом – когда «Вознесение», как называют межконтинентальную баллистическую ракету, достигло Москвы. Второе «Вознесение» уничтожило город MCQ и ознаменовало начало нового витка в жизни Ромдо – жизни после бога. Жизнь после бога ›››
«Я знаю, что не существует Бога, чьё вмешательство спасет нас. Мы должны измениться! Мы должны перестать думать о необходимости Бога!» meditatio XIX![]() eternal smileeternal smile – «вечная улыбка» 少女スマイル少女スマイル (Shōjo Sumairu) – «Девочка с улыбкой» ERGOУлыбка ›››
meditatio XX![]() Goodbye Vincent虚空の聖眼虚空の聖眼 (Kokū no Hijiri Me) – «Мудрые глаза небесной пустоты» ERGOЕсли в предыдущих эпизодах Винсенту приходилось постигать своё второе «Я» Эрго Прокси и примиряться со своей раздвоенной сущностью, то теперь пришла пора разобраться, кто такой на самом деле Винсент Лоу. Кто «настоящий», а кто «выдуманная личность»? Если Винсент всегда был Эрго Прокси, то кто был первым? Задавать эти вопросы – уже испытание, но почувствовать себя «дополнительной» личностью в сознании другого человека, довеском, почти паразитом, маской… Последнее испытание перед возвращением в Ромдо, решающее откровение, ещё один шаг на пути к воссоединению с самим собой. И кем бы ни была Сван – ещё одним Прокси, или ещё одним «Хранителем» в сознании Винсента/Эрго Прокси, или призраком Монад – но из очередного «путешествия вглубь себя» Винсент вернулся с готовностью попрощаться со своим нынешним состоянием. «Goodbye Vincent» , прощай навсегда – ты уже не тот, что покинул Ромдо, ты стал другим, хотя до сих пор не знаешь до конца, кто ты на самом деле… meditatio XXI![]() shampoo planetshampoo planet – «Планета шампуня»
– название романа Дугласа Коупленда. В романе воссоздан один год жизни молодого обитателя заштатного американского городка – год, который вмещает в себя утрату и обретение иллюзий, начало и конец бегства из родного дома, опыт любви и нелюбви, соотнесение себя с миром еще живой и уже погубленной прогрессом природы. Это второй роман Коупленда, послуживший названием для эпизода «Ergo Proxy»…››погрузиться‹‹ 時果つる処時果つる処 (Toki Hate Tsuru Sho) – «Там, где кончается время» ERGOКак и в романе «Планета шампуня» показана бессмысленность бытия – без raison d'être. И возможно, здесь присутствует намёк на некую «запрограммированность» жителей Ромдо и последующую гибель. 90% населения было уничтожено в результате бессмысленной попытки «возвыситься». Там, где кончается время – то есть в нигде. Небытие – это отсутствие времени и развития, «конец света», остановка процесса развития, запущенного в результате акта созидания. Со смертью времени кончается история – и образовавшийся стасис пожирает самое себя, поскольку жизнь заключается в непрекращающейся борьбе и сочетании, взаимодополнении и взаимопроникновении противоположностей. Бытие – это смена мгновений. Жизнь сама по себе – время. Гибель Ромдо напрямую связана с желанием обрести «существование без Бога-Прокси», без поисков и постижения raison d'être – то есть без борьбы. Время, отпущенное Ромдо, закончилось – и творец вернулся, но лишь для того, чтобы наблюдать за разрушением города. meditatio XXII![]() bilbulbilbul – записанное латиницей слово из иврита בילבול, что значит «путаница», «неразбериха», «беспорядок» Произносится это слово как билбу'лим. Слово bilbul связано с выражением «смешение языков» (the word bilbul), которое произошло, согласно Ветхому Завету Библии во время строительства Вавилонской башни – Бог смешал языки, чтобы строители не могли договориться между собой, перестали понимать друг друга и не смогли достроить башню на Небеса…››погрузиться‹‹ בילבול/bilbul – это также название метода «пилпул», который в XVIII веке применяли для изучения Талмуда в иешивах (еврейских религиозных учебных заведениях). «Пилпул» заключался в умении при помощи головоломных построений сближать самые отдаленные понятия и таким способом улавливать скрытый смысл Закона. Больше всего ценились ученики, которые поражали всех хитроумными и изощренными умозаключениями, помогавшими им толковать и постигать слово Божье. Но порой «пилпул» вырождался в бесплодные и схоластические упражнения ума…››погрузиться‹‹ Таким образом, «путаница» здесь имеет отношение в первую очередь к путанице в информации – и к попыткам разобраться и постичь подлинное знание. 桎梏桎梏 (Shikkoku) – «Узы» ERGOУзы ›››
meditatio XXIII![]() deus ex machinadeus ex machina – (лат.) «бог из машины» Выражением «бог из машины» обозначают неожиданную, нарочитую развязку той или иной ситуации, с привлечением внешнего, ранее не действовавшего в ней фактора, наиболее близкий русский аналог – «рояль в кустах» Однако происхождение и дальнейшее бытование этого выражения связано с механизмом. Словом mechane/μηχανης в древнегреческом театре назывался кран, который позволял поднимать актёра над сценой и позволял ему «летать» …››погрузиться‹‹ В современной культуре «богом из машины» часто называют ИИ (искусственный интеллект), роботов (существующих или воображаемых) и вообще технику, которая существенно расширила возможности человека. 代理人ERGOdeus ex machina ›››
Proxy ›››
И Прокси – это не сверхчеловек, не бог, а скорее путь, который можно пройти до конца. Ресурсы:
|