‹‹‹ вынырнуть
вперёд ›››
‹‹‹ суммировать ›››
книга Пино

ИЛЛЮСТРАЦИИ ТЕННИЕЛА

Рисунки для Алисы


John Tenniel


Сэр Карикатурист


Жестокость Червонной Королевы



РИСУНКИ ДЛЯ АЛИСЫ

Особую роль выполняют в тексте обеих сказок рисунки. Они восполняют тот зрелищный аспект, недостаток которого из-за отсутствия описаний иначе неизбежно ощущался бы в тексте. Сказка Кэрролла с самого начала прямо ориентирована на них. Они не только иллюстрируют текст; они его восполняют и проясняют. Рисунки – органическая часть сказок Кэрролла. Сравнивая первоначальные рисунки Кэрролла («Приключения Алисы под землёй») и иллюстрации Тенниела, читая их переписку во время работы над иллюстрациями, понимаешь, насколько близко следовал Тенниел замыслу писателя. Многие из его рисунков развивают эскизы, набросанные Кэрроллом.

Став иллюстратором одной из самых оригинальных и своеобразных книг для детей и для взрослых, Тенниел проявил себя художником в высшей степени оригинальным и своеобразным. Он нашел свои приемы и средства, свой стиль и манеру изображения смешного, нелепого, абсурдного, сохраняющего, однако, при всей своей абсурдности не только вполне реальные приметы времени, но даже колючие намеки на определенных лиц и злободневные события. Тенниел умел отыскать крупицы разума в сплошном, казалось бы, безумии, объяснить рисунком скрытую мудрость нонсенсов и парадоксов Кэрролла, всерьез отнестись к нагромождению сплошных бессмыслиц. Это стало его принципом, и этому принципу, в сущности, следуют более поздние иллюстраторы «Алисы», как бы различно ни толковали они книгу.

ДЖОН ТЕННИЕЛ

Тенниел с детства увлекался рисованием и поступил в Королевскую Академию, но бросил обучение из-за того отвращения, которое испытывал к урокам живописи. Ему было всего 16, когда его работы начали выставляться в галерее на Саффолк-Стрит. Его талант художника вскоре получил признание, и Тенниел получил несколько серьёзных заказов, включая роспись фресок для Палаты Лордов.

Несколько карикатур Тенниеля были приняты журналом «Панч» (Punch) – и одна из них, где сэр Джон Рассел в облике Давида нападал с мечом на кардинала Вайзмана, Голиафа Римской Католической церкви, так расстроила штатного карикатуриста Ричарда Дойла, что он ушёл из журнала. Редактор Марк Лемон решил заменить Дойла Тенниелом, и в декабре 1850 тот стал постоянным карикатуристом «Панча».
Поначалу Тенниел отказался от предложенной должности, объясняя, что его больше интересует «Высокое Искусство». Он также сомневался в своих способностях создавать смешные рисунки. Он спросил одного своего друга: «Они что там, считают, что во мне есть что-то забавное?»

Постепенно Джон Тенниел занял место Джона Лича, отвечающего за главные политические карикатуры журнала. Тенниел принадлежал к партии Тори, и некоторые его карикатуры сильно раздражали некоторых сотрудников, например, Дугласа Джерролда. Тениел отрицал свои политические пристрастия и утверждал, что «если у меня и есть моя собственная маленькая политика, я держу её при себе, и отображаю только то, что напечатано».

СЭР КАРИКАТУРИСТ

У слепого на один глаз Тенниела была фотографическая память, и он никогда не использовал моделей или фотографии, когда рисовал. Когда это было возможно, он старался встретиться с ведущими политическим деятелями, чтобы вблизи рассмотреть объекты своих карикатур.
Однажды его пригласили в дом 10 на Даунинг-Стрит, чтобы он смог изучить лицо Вильяма Глэдстоуна. Позже Тенниел утверждал, что Глэдстоун отнёсся неодобрительно к тому, в каком виде его изобразили, и «чести больше не оказывал». Тенниел, будучи принципиальным противником парламентской реформы, устроил для Глэдстоуна не самые лёгкие времена во время дебатов по поводу Акта Реформы 1867 года.

Партия Консерваторов была благодарна Тенниелу за поддержку, и маркиз Солсбери, Премьер-Министр, решил посвятить художника в рыцари. Однако прежде чем это случилось, Консерваторы потеряли власть. Вильям Глэдстоун, лидер Либеральной Партии, стал новым Премьер-Министром, как видно, простил Тенниела и позволил ему получить титул рыцаря.

Наравне с работой в «Панче» Тенниел создавал иллюстрации к книгам. Более всего он известен как первый иллюстратор книг Льюиса Кэрролла: «Алиса в стране чудес» (1865) и «В Зазеркалье» (1872). В 1901 на посту главного карикатуриста Тенниела сменил Бернард Партридж.
Сэр Джон Тенниел умер в 1914 году.

ЖЕСТОКОСТЬ ЧЕРВОННОЙ КОРОЛЕВЫ

Любимая фраза Королевы «отрубить голову!!!»– это прямая цитата из «Ричарда III» В. Шекспира.

Кэрролл в статье «Алиса на сцене» («The Theatre», April, 1887) отмечает:
«Я представлял себе Червонную Королеву воплощением безудержной страсти – слепой и бессмысленной ярости. То, что Королева то и дело отдаёт распоряжения о казнях, возмущает тех современных специалистов детской литературы, которые считают, что в книгах для детей не должно быть никакого насилия, особенно если оно вызывает психоаналитические ассоциации. Даже в книжках Л. Фрэнка Баума о стране Оз, которые на удивление свободны от всевозможных ужасов, в изобилии встречающиеся в сказках Гримов и Андерсене, нередко рубят головы. Насколько мне известно, никто не пытался эмпирическим путём выяснить, как реагируют дети на такие сцены и наносят ли они какой-либо вред детской психике. Я бы сказал, что нормального ребёнка всё это забавляет, не причиняя ему никакого вреда. Один запрет я бы всё же наложил: книги, подобные «Стране чудес или «Мудрецу из страны Оз», нельзя давать в руки взрослым, проходящим курс психоанализа».

Ресурсы:

  • © Н.М.Демурова. Алиса в Стране чудес и в Зазеркалье – предисловие переводчика книг «Алиса в Стране чудес» и «Алиса в Зазеркалье»
  • © Б.Е. Галанов Предисловие к переводу
  • © «Startacus Education»




‹‹‹ вынырнуть
вперёд ›››
‹‹‹ суммировать ›››