‹‹‹ вынырнуть
вперёд ›››
‹‹‹ суммировать ›››

АМРИТА

Амрита


Сóма



АМРИТА

Амрита, или амритам(санскр. अमृत, amŗta, «бессмертный») – в индуистской мифологии «напиток богов, делающий их бессмертными» «бессмертный напиток», «божественный напиток», «пища богов» (соответствующая греческой «амброзии»). Другое толкование – «сладкая вода».

Боги (дэва), вместе со своими старшими братьями, могучими, но бесхитростными титанами – асурами, добыли амриту при вспахивании молочного океана (широдаматхана) – из него появилось солнечное божество Дханвантари, держа в руке сосуд с амритой.
Боги присвоили напиток, после чего началась вечная вражда между ними и асурами. Богам амриту доставляла Мохини.

По другому представлению, Амрита хранится на луне. Она считается воплощением величайшего блаженства и играет значительную роль в поэзии индусов.

В буддийских текстах «Амрита» – это метафорическое обозначение нирваны: «место бессмертия». Входит в состав словесных клише типа «нектар Учения», «подобны эссенции амриты описания совершенной жизни Учителей» (Дуджом Ринпоче), в названия используемых в тантрийской практике «внутренних приношений», таких как чай или алкоголь.

СÓМА

Сóма («soma» – санскрит.), или Хаома («Haoma» – авест.), от прото-индо-иранского *sauma-, важный ритуальный напиток у индо-иранцев и в более поздних ведической и древнеперсидской культурах. Он часто упоминается в Ригведе, содержащей много гимнов, восхваляющих его бодрящие или опьяняющие качества. В Авесте Хаоме посвящён целый яшт (Yasht).

Напиток приготавливался путём выдавливания сока из стеблей горного растения, предположительно психоделического гриба (красного мухомора), конопли, peganum harmala или эфедры.

Этот индусский священный напиток соответствует греческой амброзии или нектару, испиваемой богами Олимпа. Пьющий его легко достигает Брадхны, или места сияния (Небес). Напиток Сома отмечен даже в индусском Пантеоне, где он называется Царь-Сома. Тот, кто пьет его, приобщается к царю небесному, он наполняется его сущностью, подобно тому, как христианские апостолы и их обращенные наполнялись Святым Духом, и очищались от своих грехов.
Сома делает из посвященного нового человека; он перерождается и преображается, и его духовная природа берет верх над физической; она наделяет божественной силой вдохновения, и развивает до предела способность ясновидения.

По экзотерическим объяснениям, сома есть растение, но в то же время ангел. Она накрепко соединяет внутренний, высший «дух» человека – этот дух есть ангел, подобно мистической Соме – с его «неразумной душой», или астральным телом; и, объединенные силою магического напитка, они вместе возносятся над физической природой и приобщаются во время жизни к блаженству и невыразимой славе Небес. Таким образом, индусская сома мистически и во всех других отношениях есть то же, что для христиан причастие.

Ресурсы:





‹‹‹ вынырнуть
вперёд ›››
‹‹‹ суммировать ›››