‹‹‹ вынырнуть
вперёд ›››
‹‹‹ суммировать ›››

АЦТЕКСКИЕ ИМЕНА

Сенцон Тоточтин и октли


Почему кролики и почему 400?


Пьянство у ацтеков


Патекатль


Майяуэль


Омакатль


Тескатлипока



СЕНЦОН ТОТОЧТИН И ОКТЛИ

Сенцон Тоточтин (Centzontotochtin) – «400 кроликов» – в мифологии ацтеков группа распутствующих, пьянствующих и развлекающихся в своё удовольствие божеств-кроликов, посвящённых алкогольному напитку октли (пульке).
Своего рода 400 ацтекских Бахусов.

ОКТЛИ
Пульке, или октиль (исп. pulque, octil) – мексиканский традиционный алкогольный напиток из ферментированного сока агавы. Напиток, как и вино, получается путём брожения сока, то есть не дистиллируется. По вкусу напоминает сидр.

ПОЧЕМУ КРОЛИКИ и ПОЧЕМУ 400?

Когда человек, употребив пульке, достигал состояния опьянения, считалось, что он находится под воздействием богов или духов. Общепринятой формой, в которой бог опьянения являлся человеку, был облик кролика – поскольку кролика причисляли к самым бессмысленным созданиям.
Ометочтли (Ometochtli) – был отдельным божеством пульке, а «Четыре сотни» – высшей степенью опьянения для самых закоренелых пьяниц.

Кроме того, в ацтекском пантеоне присутствовали Сенцон Уицнауа («400 южан», звездные боги юга) и Сенцон Мимишкоа («400 северян», звездные боги севера).

У ацтеков была двадцатеричная система счисления, унаследованная от майя.
400 – квадрат основания, как для европейца 100, часто служащее синонимом «очень много, лень считать».

ПЬЯНСТВО У АЦТЕКОВ

Хотя индейцы были прекрасно знакомы с алкоголем – октли, вопрос о проблеме пьянства вставал у них очень редко.

Вместе с тем нельзя не отметить важность места, которое занимал октли, что доказывает та серьезная роль, которую играли в религии боги напитков и опьянения – Сенцон Тоточтин («четыреста кроликов»), лунные и земные боги изобилия и урожая, Майауэль, богиня агавы.

Но древние мексиканцы прекрасно знали, какую опасность для них и для их цивилизации представляет алкогольная интоксикация. Возможно, ни одна культура в истории никогда не устанавливала более жестких барьеров на пути этой опасности.
«Напиток, который зовется октли, – сказал император в своем обращении к народу после своего избрания, – является корнем и источником всякого зла и всеобщей погибели, так как октли и пьянство – причина всех раздоров и всех распрей, всех мятежей и всех бед в городах и государствах. Это как вихрь, который уничтожает и разрушает все. Это как свирепая буря, которая несет с собой все зло. Прежде чем происходит прелюбодеяние, изнасилование, совращение девушек, кровосмешение, кража, преступление, богохульство и лжесвидетельство, ропот, клевета, мятежи и ссоры, всегда сначала бывает пьянство. Все это вызывает октли и состояние опьянения».

Индейцы очень четко себе представляли свою сильную природную склонность к алкоголизму и что они были решительно настроены бороться с этим злом и контролировать себя, введя чрезвычайно суровую политику ее подавления.
Никто не пил вина (октли), за исключением только тех, кто был уже в возрасте; и они пили его понемножку и тайком, не напиваясь сильно. Если пьяный человек показывался на людях, или его заставали за распитием алкоголя, или его находили на улице, неспособного связать двух слов, или он бродил, распевая песни, один или в компании других пьяниц, его наказывали, если он был простолюдином, забиванием до смерти или его удушали перед молодыми людьми его квартала в назидание, чтобы они остерегались пьянства. Если пьяный человек был знатного происхождения, его удушали без зрителей.

Существовали безжалостные законы по борьбе с общественным пьянством. Законы Несауалькойотля наказывали жреца, пойманного на пьянстве, смертью; смертью же было наказание и для пьяного сановника, чиновника или посла, если его находили во дворце. Сановник, который напился и не устроил скандал, все равно подвергался наказанию, но только посредством лишения его поста и титулов. Пьяный простолюдин на первый раз отделывался всего-навсего публичным обриванием головы под насмешки толпы, но вернувшийся к дурной привычке наказывался смертью, как и аристократы за свой первый проступок.

Здесь перед нами случай социальной защитной реакции на чрезвычайно распространенную тенденцию, чье существование было исторически доказано, так как, когда конкиста уничтожила моральную и законодательную основу мексиканской цивилизации, алкоголизм распространился среди индейцев в необычайной степени.

Однако даже такая суровая система, как эта, должна была иметь нечто вроде предохранительного клапана. Октли не был запрещен совершенно. Старикам и старухам позволялось выпить, особенно в определенные праздники, и даже допускалось, что они могут напиться допьяна. Например, когда праздновали «крестины» или, скорее, нарекание ребенка каким-либо именем, «ночью старики и старухи собирались, чтобы выпить пульке и напиться. Чтобы они напились допьяна, перед ними ставили кувшин с пульке, и человек, который подавал ее, наливал напиток в тыквы и давал каждому по очереди выпить… этот человек, когда он видел, что гости еще не пьяны, начинал обносить их еще раз в обратном порядке, начиная с левой стороны. Когда они напивались, они начинали петь… некоторые не пели, а начинали разглагольствовать, смеясь и отпуская шуточки; а когда они слышали что-то смешное они ревели от смеха». Все это выглядело так, как будто мексиканцы, желая сократить свои потери, разрешали получить удовольствие напиться только тем, чья активная жизнь уже закончилась, и в то же самое время они воздвигли преграду из ужасных 5 наказаний перед потаканием этому пороку для молодежи или мужчин среднего возраста.

ПАТЕКАТЛЬ

Патекатль (исп. Patecatl) – «Он из страны лекарств». Бог исцеления, лекарственных снадобий, плодородия и алкогольного напитка октли (пульке), «владыка корня пульке». Являлся олицетворением трав и корней, необходимых для приготовления октли.
Вместе со женой, богиней Агавы Майяуэль, они породили богов опьянения Сенцон Тоточтин.

Часто изображался с топором и щитом или с листом агавы и копательной палкой в руках. Первоначально был божеством хуастеков, одного из племён майя.

МАЙЯУЭЛЬ

Майяуэль (исп. Mayahuel) – первоначально одна из богинь плодородия, затем богиня, давшая людям агаву и алкогольный напиток пульке (октли). Являлась персонификацией растения магуэй (агавы).

Считалось, что у неё 400 грудей, которыми богиня вскармливала своих 400 детей, известных как Сенцон Тоточтин, или «400 кроликов», покровителей опьянения (эта черта указывала, как на её статус богини плодородия, так и обильно текущий молочный сок агавы). Листья агавы сравнивались с грудями богини, а их кончики с её сосками.

Самым важным среди детей Майяуэль считался бог пульке Оме Точтли.

Как правило, Майяуэль изображалась в виде обнажённой женщины, сидящей в кусте агавы или на спине черепахи с чашей пульке в руке.

Согласно одной ацтекской легенде, Майяуэль была женой крестьянина, которая однажды увидела на поле мужа мышь (или кролика), которая вела себя очень странно – резвилась и совершенно не боялась человека. Присмотревшись, крестьянка обнаружила, что мышь кусает листья агавы. Майяуэль принесла листья домой и сделала из их сока хмельной напиток.

За изобретение пульке Майяуэль после смерти стала богиней, супругой Патекатля или Шочипилли. По другой легенде, Майяуэль была смертной возлюбленной бога ветра Эхекатля. И, наконец, по третьей легенде Майяуэль была заперта своей бабкой Цицимитль на небе, откуда её похитил Кетцалькоатль в образе ветра, чтобы человечество, узнав её тайну, научилось делать октли, танцевать и петь. Цицимитль послала в погоню демонов-цицимиме. Кетцалькоатль превратил себя и Майяуэль в ветви дерева, однако демоны узнали Майяуэль, разорвали и пожрали её. Позже Кетцалькоатль зарыл кости Майяуэль в землю, и из них выросла агава.

ОМАКАТЛЬ

Омакатль (исп. Omacatl) – «Два тростника» – бог праздников и удовольствий.

Изображался в виде человека в чёрно-белой раскраске, сидящего на корточках и украшенного бумажной короной и плащом с цветочной каймой; в руках держал жезл.
Как отмечает Льюис Спенс в книге «Мифы инков и майя», у идола Омакатля имелась в районе живота полость, которую набивали едой».

Во время праздников поедали фигурки Омакатля, сделанные из маисового теста.

Омакатль считался одним из аспектов Тескатлипоки, либо Титлакауана. Считался также братом Кетцалькоатля.

ТЕСКАТЛИПОКА

Тескатлипока («дымящееся зеркало») – в мифологии майя и ацтеков главное божество, повелевающее четырьмя сторонами света. Он выступает и как бог ночи, покровитель разбойников, колдунов и жрецов.

В ипостаси Иоалла-Ээкатль (ночной ветер) он странствует ночью по улицам, разыскивая преступников; как Ицтли (обсидиан) олицетворяет жертвенный нож; как Чальчиутотолин (нефритовый индюк) — кровь жертв и т. д. Самой древней ипостасью Тескатлипоки был Тепейолотль (сердце гор) — ягуароликий бог пещер, землетрясений и несчастий, а также обсидиана.

В ацтекских мифах Тескатлипока часто выступает как противник или соперник Кетцалькоатля и как двойник и товарищ Уицилопочтли.

По представлениям ацтеков, Тескатлипока олицетворял зиму, север, ночное небо, поэтому он изображался с чёрным лицом, покрытым жёлтыми полосами, или в виде ягуара, чей пятнистый мех уподоблялся звёздному небу. В некоторых мифах Тескатлипока превращается в Полярную звезду, чтобы добыть огонь; он становится созвездием Большой Медведицы. В тропиках это созвездие стоит в зените, поэтому жители Месоамерики воспринимали его как изображение одноногого человека и часто изображали Тескатлипоку с одной ногой. Особо страшным обликом Тескатлипоки было тело без головы, с двумя дверцами в груди.

Отличительные атрибуты Тескатлипоки: зеркало с отходящим от него завитком дыма, укреплённое на виске или на обрубке ноги – в нём он мог видеть всё происходящее на свете. Для этого же служит и магическая палка с круглым отверстием в одном конце, которую Тескатлипока держит в руках – через неё он видит всё сокрытое и тайное. На груди Тескатлипоки на жёлтой ленте висит кожаное кольцо – символ вечности.
У ацтеков имелся и светлый двойник Тескатлипоки – красный Тескатлипока (синкретизация с богом Шипе-Тотеком). Во времена усиления культа Кетцалькоатля белый Тескатлипока стал ипостасью Пернатого Змея.

Тескатлипока считался как благодеятельным, так и губительным божеством: он творил и разрушал мир, был глазом, видящим всё в ночи, судьёй и мстителем за зло. Он мог даровать счастливую жизнь и благополучие, но часто становился и разрушителем. Чтобы испытать мужество молодых воинов, Тескатлипока вызывал их на бой. Воин, победивший Тескатлипоку, получал в качестве выкупа несколько шипов агавы, предвещавших количество пленников, которых он захватит в ближайшей битве.

Отправление культа Тескатлипоки сопровождалось человеческими жертвоприношениями. У ацтеков каждый год отбирался достойный стать воплощением бога красивый юноша без физических недостатков. С ним обращались как с божеством, а по прошествии года торжественно приносили в жертву.

Ресурсы:





‹‹‹ вынырнуть
вперёд ›››
‹‹‹ суммировать ›››